Лекция 10. Внутреннее право международных организаций
В любой международной организации существует внутреннее право, регулирующее порядок ее деятельности, основанное на положениях ее устава и вытекающее, чаще всего, из ее подразумеваемой компетенции, однако, в литературе до сих пор не сложилось единого мнения о том, какие именно нормы составляют внутреннее право международных организаций и какова его системная принадлежность.
Внутреннее право международных организаций можно определить как систему юридических норм, создаваемых органами международных организаций на основе положений уставов с целью обеспечения их нормального функционирования. Внутреннее право представляет собой комплексное явление, элементы которого имеют различную юридическую природу. В силу того, что оно регулирует отношения не только между субъектами международного публичного права (государствами и международными организациями), но также и отношения с участием физических и юридических лиц, а, следовательно, выходит за рамки международного публичного права, следует признать его частью международной правовой системы.
Основными источниками внутреннего права являются учредительные акты и решения органов международных организаций. Хотя обязательность их решений по внутриорганизационным вопросам сомнению не подвергается, однако, следует еще раз отметить, что в случае, даже если организация прямо не уполномочена на их принятие, такие решения не должны противоречить уставу организации.
Наиболее многочисленную группу источников внутреннего права составляют резолюции органов международной организации по различным вопросам, связанным с ее внутренним функционированием. Такие резолюции являются обязательными для всех их адресатов — членов персонала, органов, государств-членов. Их обязательность основана на положениях учредительного акта и вытекает из того факта, что государства выступают именно в качестве членов организации, а не ее внешних партнеров.
Интересным представляется также тот факт, что при указании в Уставе и других актах ЮНЕСКО на то, что в деятельности Организации должно применяться голосование простым большинством голосов, и только при голосовании по наиболее важным вопросам может использоваться принцип квалифицированного большинства, практика ЮНЕСКО свидетельствует о наличии в настоящее время тенденции принятия значительной части решений (за исключением решений по финансовым вопросам) на основе консенсуса.
Исследование областей, правовое регулирование в которых осуществляется посредством создания норм внутреннего права международных организаций, позволяет сделать вывод, что оно регулирует не только отношения между организацией и персоналом по вопросам найма, увольнения, порядка прохождения международной гражданской службы, взаимных прав и обязанностей, а также иммунитетов и привилегий, но и отношения, связанные с членством в организации, составом и порядком функционирования органов, созданных на основе устава, созданием и определением компетенции вспомогательных органов, установлением отношений с третьими государствами, другими международными организациями, а также национальными партнерами, определением правил осуществления финансовой деятельности, любыми другими вопросами, связанными с обеспечением функционирования организации.
Весьма важным представляется на современном этапе исследование вопросов, связанных с проведением реформы ООН. На первый план выходят вопросы реформирования системы управления персоналом. Очевидно, что если ООН хочет соответствовать текущему моменту в отношении персонала, она должна обеспечить такую политику управления персоналом, чтобы иметь возможность нанимать, и сохранять персонал, отвечающий новым требованиям: многонациональный, специализированный, мобильный, компетентный; предприимчивый, и независимый. В результате длительного и дорогостоящего консультативного процесса с привлечение внешних, экспертов, ООН пришла, к компетентной модели; которая включает в себя такие элементы, как коммуникативность, креативность, способность работать в команде, ответственность, планирование и ориентация на потребности. Однако эта модель не смогла заметно улучшить ситуацию в управлении персоналом.
Для того, чтобы быть современными и эффективными международные организации должны упростить структуру своих секретариатов и иерархию их сотрудников, а бюджетные вопросы должны решаться через более детальное планирование расходов, сокращение-количества административных проверок и использование лучших, детально разработанных управленческих и информационных систем.
К примеру, ЮНЕСКО прилагает значительные усилия для приведения своей структуры и методов деятельности в соответствие с требованиями государств-членов через пересмотр норм своего внутреннего права. Кроме того, она активно сотрудничает с другими международными организациями системы ООН в целях достижения максимальной слаженности деятельности и сближения процедур, что позволит полностью раскрыть потенциал всех организаций. Возможно, в будущем можно будет говорить и о создании единой системы внутреннего права всех организаций системы ООН.
Таким образом, можно сделать вывод, что если приверженность реформе сотрудников Организации, и особенно ее Генерального директора, будет сохраняться на прежнем уровне, ЮНЕСКО сможет в скором времени стать одной из наиболее эффективных и влиятельных международных организаций в мире.