Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания
Деятельность органов дознания неоднородна. Принято обозначать несколько ее относительно самостоятельных видов:
Ø Проверка заявлений и сообщений о преступлениях (главы 19, 20 УПК РФ);
Ø Осуществление дознания как самостоятельной формы расследования (главы 32 и 32.1 УПК РФ);
Ø Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 УПК РФ). Эта функция возлагается и на иные органы, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ;
Ø Выполнение поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий (п. 11 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 УПК РФ);
Согласно ст. 140 УПК РФ орган дознания, дознаватель обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение. Уголовно-процессуальное законодательство, другие законы, ведомственные нормативные акты устанавливают порядок приема данных заявлений, средства (методы) их проверки, сроки принятия итоговых решений. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела, 2) об отказе в возбуждении уголовного дела, 3) о передаче сообщения по подследственности или в суд.
В случае возбуждения уголовного дела орган дознания приступает к расследованию. Его порядок различается в зависимости от подследственности дела. По уголовным делам своей подследственности (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания осуществляет расследование в полном объеме. По делам, подследственным следователям, орган дознания выполняет лишь первоначальные (неотложные) следственные действия с целью закрепления следов преступлений, после чего дело передается следователю. Соотношение полномочий органа дознания при этом выглядит следующим образом.
При осуществлении неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ) орган дознания: | При осуществлении расследования в форме дознания (глава 32 УПК РФ) орган дознания: |
· Возбуждает уголовное дело. · Производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. · Не позднее чем в десятидневный срок передает дело следователю. · В дальнейшем уголовно-процессуальную деятельность по данному делу орган дознания может осуществлять только по поручению следователя. | · Возбуждает уголовное дело. · Производит любые предусмотренные УПК РФ действия. · Принимает предусмотренные УПК РФ решения. При этом он пользуется полномочиями, предусмотренными для следователя. Кроме того, дознание, как форма расследования, отличается от предварительного следствия по ряду признаков, обозначенных в первом вопросе настоящей темы. |
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения. Характер таких поручений может быть различен. В частности, органу дознания может быть поручено осуществление указанных следователем следственных действий, проведение оперативно-розыскных мероприятий, реализация отдельных решений следователя (например, о задержании подозреваемого, приводе свидетеля, аресте обвиняемого и др.). Кроме того, следователь вправе требовать от органа дознания оказания содействия при осуществлении определенных процессуальных действий.
Для правильного и полного уяснения организации и деятельности органов дознания необходимо иметь представление о значении и соотношении ряда терминов и понятий. Исходя из предписаний ст. 5 УПК РФ взаимосвязь между этими понятиями выглядит следующим образом:
Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). |
Начальник органа дознания – должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель (п. 17 ст. 5 УПК РФ). |
Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). |
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). |
Предложенную схему следует сопроводить следующими пояснениями, носящими самый общий характер. Орган дознания – это административный орган, возглавляемый руководителем, который несет ответственность за выполнение данным учреждением всех функций, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Из этого следует, что главное в статусе начальника органа дознания – его полномочия по осуществлению процессуального руководства деятельностью подчиненных ему сотрудников и процессуальному контролю за данной деятельностью. Начальник органа дознания обладает всеми полномочиями, определенными для органа дознания. Часть из них он делегирует дознавателю, поручая ему осуществлять уголовно-процессуальную деятельность.
Вместе с тем, начальник органа дознания вправе (теоретически, на практике такое почти не встречается) лично реализовать в досудебном производстве всю полноту полномочий органа дознания, совмещая полномочия органа дознания и дознавателя. При этом его статус начальника органа дознания в статус дознавателя не трансформируется.
Если сказанное рассмотреть на примере деятельности в первоначальной стадии уголовного судопроизводства, то можно наблюдать следующее. Сообщение о преступлении попадает в руки дознавателя с резолюцией руководителя органа дознания или его заместителя. Во многих органах дознания распространена практика, когда начальник подписывает или утверждает постановления дознавателя, представления, запросы, поручения в адрес соответствующих организаций, от имени органа дознания осуществляется переписка с вышестоящими органами, прокуратурой, другими правоохранительными органами. Тем самым начальник органа дознания контролирует ход и качество проверки сообщений о преступлениях, правильность их разрешения. И хотя УПК РФ не наделяет начальника органа дознания организационными полномочиями, он в силу ведомственной принадлежности (как руководитель учреждения) вправе требовать от дознавателя материалы для проверки, отстранить его от дальнейшего выполнения поручения, передать материалы другому сотруднику и пр. В данном случае уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в тесном контакте с административной.
В некоторых органах дознания (особенно это показательно в системе МВД РФ) учреждены специализированные подразделения дознания, в штатах которых состоят дознаватели и начальники таких подразделений. Это побудило законодателя дать определение и установить правовой статус последнего из указанных субъектов. Кроме этого, должностные полномочия таких субъектов регулируются ведомственными приказами и инструкциями руководителя органа дознания. То есть, начальник органа дознания, по аналогии с дознавателем, делегирует этим лицам часть своих полномочий, большинство из которых носят организационный и контрольный характер. Более полный перечень полномочий начальника подразделения дознания содержится в ст. 40.1 УПК РФ. Для получения более четкого представления по рассматриваемому вопросу, его можно сопоставить с полномочиями начальника органа дознания, имеющего место в ст. 40.2 УПК РФ.
Тема 6. Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоохранительные функции
Вопрос 1. Министерство юстиции Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти и играет важнейшую роль в достижении задач, стоящих перед правоохранительными органами государства. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (с последующими изменениями), Минюст России осуществляет деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Основными являются:
1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере: исполнения уголовных наказаний; регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния; обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; территориального устройства Российской Федерации; организации местного самоуправления; др.
2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
4) функции по контролю и надзору в сфере: адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния;
5) функции по обеспечению в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов России в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах.
Помимо названных направлений деятельности Минюст России осуществляет также координацию и контроль подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России), службы судебных приставов (далее – ФССП России).
Выполнение названных функций осуществляется в рамках общих задач, стоящих перед Минюстом России. Они направлены на:
1. Разработку общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2. Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3. Обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
В целях реализации этих задач, Минюст России наделен довольно внушительным объемом полномочий (раздел ШШ Gjkj;tybz). В частности он:
Ø вносит Президенту РФ и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящихся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
Ø участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
Ø проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
Ø утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством России о нотариате;
Ø определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;
Ø осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Для более эффективной работы Минюста России в нем образуется коллегия, которая является совещательным органом и призвана решать наиболее сложные и принципиальные вопросы деятельности министерства. В ее состав входят Министр (председатель), его заместители, руководители подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также другие лица. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Решения коллегии реализуются, как правило, в приказах и распоряжениях министра.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности (в состав которых могут входить различные отделы), а также федеральные службы, иные структуры.
— регистрации ведомственных нормативных правовых актов,
— организации и контроля,
— нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов,
— государственной службы и кадров,
— международного права и сотрудничества,
— уголовного, административного и процессуального законодательства,
— конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления
— по делам некоммерческих организаций,
— по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой,
Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Зарубежный аппарат Минюста России
— Федеральная служба судебных приставов,
— Федеральная служба исполнения наказаний,
— Научный центр правовой информации,
— Российский федеральный центр судебной экспертизы,
— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)».
Подробнее рассмотрим организацию федеральных служб, входящих в Минюст.
Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является центральным органом уголовно-исполнительной системы (УИС России), созданным для обеспечения организации исполнения законодательства России по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. В соответствии с Положением «О федеральной службе исполнения наказаний», утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (с последующими изменениями) ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции:
1) исполнение в соответствии с законодательством России уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан России и лиц без гражданства на территорию России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Федеральная служба судебных приставов. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). Ей переданы функции Министерства юстиции РФ по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. Данная служба подведомственна Министерству юстиции и возглавляет ее директор ФССП России – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Он имеет заместителей директора ФССП России – заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, также назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Основными задачами ФССП России являются:
1. Обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2. Организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством России об исполнительном производстве;
Круг решаемых ФССП России задач обуславливает наделение ее необходимым объемом полномочий. В частности, ФССП России:
Ø установленный порядок деятельности судов;
Ø осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
Ø применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
Ø проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Ø хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
Ø розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);
Ø участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
Ø участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
3) реализует иные полномочия, предусмотренные Положением о федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, а также иными нормативными актами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Их права и обязанности закреплены в главе III указанного закона.
Вопрос 2. Министерство внутренних дел Российской Федерации
В системе правоохранительных органов России реализация наиболее широких и разнообразных по своему характеру функций возложена на органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции обеспечивают защиту прав и свобод граждан, ведут борьбу с преступностью и иными правонарушениями, охраняют общественный порядок, имущество и организации, а также осуществляют другие направления деятельности.
Возглавляет систему этих органов Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), правовой статус которого определен Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (с последующими изменениями).
В соответствии с настоящим положением МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Основными задачами МВД России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере
4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Их наименование уже свидетельствует о выполняемой функции. В общем виде эта структура выглядит следующим образом:
— по обеспечению безопасности дорожного движения;
— по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
— по противодействию экстремизму;
— по собственной безопасности;
— экономической безопасности и противодействия коррупции;
— по вопросам миграции;
— по контролю за оборотом наркотиков.
— государственной службы и кадров;
— делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
— информационных технологий, связи и защиты информации;
— по материально-техническому и медицинскому обеспечению;
— по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий;
— по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
— по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;
— по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
— по организации дознания;
— национальное центральное бюро Интерпола;
— Академия управления МВД России;
— всероссийский институт повышения квалификации;
— административно-хозяйственного и транспортного обеспечения;
— связи и защиты информации;
— ФКУ НПО «Специальная техника и связь»;
— объединенная редакция МВД;
— специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения;
Территориальные и специальные органы МВД России.
Представители МВД России за рубежом.
Система территориальных органов внутренних дел выстроена в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации и состоит из трех уровней.
К первому относится непосредственно МВД России, основными задачами которого являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
2) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
4) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения;
5) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
6) организация государственной охраны имущества и организаций;
7) управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности.
Для решения перечисленных задач МВД России наделяется значительным объемом полномочий:
— формирование основных направлений государственной политики и осуществление мер по ее реализации в сфере внутренних дел и миграции;
— разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготовка других документов и принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
— организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности, производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам, экспертно-криминалистической деятельности, розыска лиц и похищенного имущества;
— организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, выдачи гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
— формирование и реализация основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения;
— организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
— обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
— иные полномочия в установленной сфере деятельности.
В целях реализации указанных полномочий МВД России обладает соответствующими правами, перечень которых изложен в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Прохождение службы в органах внутренних дел обеспечивается определенными условиями и гарантиями, направленными на защиту социальных интересов сотрудников МВД России. Они касаются выплаты денежного довольствия, продолжительности рабочего времени, порядка предоставления отпусков и их продолжительности, пенсионного обеспечения, страхования жизни и здоровья, проезда на различных видах транспорта, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей, а также иных вопросов социального обеспечения.
С некоторыми подразделениями органов внутренних дел гражданам приходится контактировать достаточно часто. Например, выше, рассматривая тему об органах предварительного расследования, мы называли Следственный департамент при МВД России и подчиненные ему подразделения, осуществляющие досудебное производство по уголовным делам.
В структуре органов внутренних дел в качестве составной части действует полиция, задачами которой являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; обеспечение безопасности дорожного движения, и ряд других задач, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011г. «О полиции».