Классификация транспортных машин
В настоящее время на горных предприятиях эксплуатируется большое количество различных транспортных машин и установок, которые отличаются друг от друга принципом действия, способом перемещения груза, конструктивными и другими признаками.
По принципу действия средства транспорта разделяют на установки непрерывного и цикличного (периодического) действия. Установки непрерывного действия перемещают груз непрерывным потоком по одной и той же трассе с загрузкой и разгрузкой на ходу. Установки цикличного действия перемещают груз периодически, т. е. с остановками (или с замедлением хода) при загрузке и разгрузке.
По способу транспортирования различают установки, перемещающие груз волочением или скольжением; на грузонесущих элементах; в водной или воздушной рабочей среде.
По типу тяговых органов средства транспорта разделяют на установки с тяговыми цепями, лентами, канатами, приводными колесами, а также без тяговых органов (качающиеся и вибрационные конвейеры, гидро- и пневмотранспортные установки и установки гравитационного транспорта).
По типу грузонесущих элементов различают установки с движущимися, колеблющимися и неподвижными грузонесущими элементами (желоба, трубы, настилы).
При вскрытии рудного мест-ния наклонными стволами и использовании самоходных машин транспортирование всей горн. массы осуществляют подземными автосамосвалами до мест назначения на поверхности шахты. Породу от надшахтного здания в отвал перевозят в осн. автотранспортом, реже c помощью подвесных канатных дорог.
B зависимости от конкретных горнотехн. условий подземной разработки п. и., вида транспортируемых грузов (уголь, руда) и неравномерности грузопотока применяются простые (c одним видом) и комбинир. схемы транспорта. Ha отечеств. угольных шахтах, разрабатывающих пологие и наклонные пласты, в участковых горизонтальных, a также участковых и главных (капитальных) наклонных выработках c углом наклона до 16-18° используют в осн. конвейерный транспорт, a в главных горизонтальных выработках — конвейерный транспорт или локомотивную откатку.
По назначению принято различать средства транспорта и специальное транспортное оборудование. Первые служат для выполнения основных транспортных операций, связанных с выдачей полезного ископаемого, перемещения породы, доставки вспомогательных материалов и людей. Это машины рельсового и самоходного транспорта, конвейеры, канатные установки и т.д. Специальное транспортное оборудование выполняет вспомогательные операции и служит для обеспечения нормальной работы основного транспортного оборудования: его загрузки, разгрузки, перемещения на незначительные расстояния. Это: питатели, затворы, опрокидыватели, толкатели, компенсаторы высоты, перестановочные платформы и т.д.
По продолжительности работы на одном месте транспортные машины подразделяют на самоходные, передвижные, полустационарные и стационарные. К самоходным относят транспортные машины, постоянно перемещающиеся в процессе выполнения транспортной работы. Это погрузочно-транспортные машины, автосамосвалы, самоходные вагонетки. К передвижным относятся транспортные машины, которые по условиям технологии ведения горных работ периодически, через небольшие промежутки времени (от нескольких часов до нескольких недель) перемещаются на новое место работы. Это, например, забойные конвейеры, скреперные лебедки. Полустационарные машины сохраняют постоянным место своей работы относительно большие промежутки времени, например, несколько месяцев. Это машины участкового транспортного комплекса: телескопические ленточные конвейеры, монорельсовые дороги и т.д. Стационарные транспортные машины характеризуются длительной, более 1,5 лет, эксплуатацией на одном рабочем месте. К таким машинам относятся средства магистрального транс порта: локомотивный и конвейерный транспорт по капитальным выработкам, оборудование околоствольных дворов и т.д.
По принципу действия средства транспорта разделяют на установки непрерывного действия, перемещающие грузы непрерывным потоком с загрузкой и разгрузкой на ходу, и периодического (цикличного) действия, перемещающие грузы циклично, через определенные интервалы времени, зависящие от продолжительности холостого хода. Разгрузка таких установок производится с замедлением хода или полной их остановкой. Типичным представителем первой группы является конвейерный транспорт, а второй — локомотивный транспорт, откатка концевыми канатами.
По виду перемещаемого груза различают средства основного транспорта, предназначенные для перемещения насыпных грузов, и вспомогательного транспорта — для перемещения штучных, жидких (наливных) грузов, людские — для перемещения людей, и грузолюдские, предназначенные для транспорта как людей, так и прочих грузов.
По роду потребляемой энергии транспортные машины подразделяют на: электрические, пневматические, гидравлические, самодействующие, инерционные, дизельные и комбинированные. Транспортные машины с электрическим приводом являются наиболее распространенными. Однако условия эксплуатации, пылегазовой режим требуют в некоторых случаях применения более дорогостоящих видов энергии, например, пневматической. С точки зрения экономических показателей наиболее целесообразными являются самодействующие установки, не требующие подвода энергии извне, а использующие в своей работе гравитационные силы. При соответствующем техническом обеспечении такие установки не только не будут потреблять электроэнергию, а даже могут выступать ее источником. В число транспортных машин, используемых в горной промышленности, входят инерционные машины, работающие на редко используемом виде энергии — энергии вращающегося массивного маховика. Перспективным с точки зрения автономности работы и по экономическим показателям является дизельный привод для горных транспортных машин. Однако этот вид энергии, нения в связи с неизбежным выбросом в шахтную атмосферу отработанных газов.
Некоторые типы машин допускают использование нескольких видов энергии, т.е. являются комбинированными.