2.2 Классификация внутренних структур фирмы
Все подходы к анализу фирмы позволяют выделить пять критериев классификации фирм: размер фирмы, формы собственности, организационно-правовые формы, внутреннюю структуру управления, цели фирм.
Виды фирм по размеру
Размер фирмы может оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объём используемого капитала, величина активов, объём продаж.
Как правило, в качестве основного критерия используется численность занятых: этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным для сравнения фирм в разных отраслях и разных странах. Если объём используемого капитала, величина активов или объём продаж изменяются в зависимости от вида деятельности или единицы измерения, то численность занятых не подвержена таким колебаниям; люди остаются людьми вне зависимости от сферы приложения труда или страны исследования. Хотя и здесь имеются свои сложности: современная технология позволяет выпускать достаточно существенные объёмы и использовать значительные производственные фонды при малой численности персонала, тогда средняя или даже крупная по остальным критериям фирма окажется мелкой по данному критерию.
Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 500 человек, и крупные, где численность занятых превышает 500 человек.
Можно использовать и несколько критериев. Например, в практике ФРГ приняты критерии классификации предприятий, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Критерии классификации предприятий ФРГ
Преобладание мелких, средних или крупных фирм в той или иной отрасли обусловлено характером отдачи от масштаба, соотношением трансакционных издержек и издержек контроля, а также границами целевого рынка фирмы и её стратегиями.
Виды фирм по формам собственности
В зависимости от того кто (государство или частное лицо) является собственником фирмы, выделяют государственные, частные и смешанные фирмы. Соотношение государственной, частной и смешанной форм собственности в экономической системе определяется историей развития национальной промышленности и политическими факторами. В современных экономиках доминирующую роль играет смешанная форма собственности, что, видимо, связано с её большей эффективностью и возможностью в ней преодолевать недостатки как государственной, так и частной собственности.
Виды фирм по организационно-правовой форме
Фирмы в зависимости от организационно-юридической структуры подразделяются на несколько видов.
Индивидуальное (семейное) предприятие. В данном случае собственником фирмы является одно физическое лицо или одна семья. Поскольку для индивидуального предприятия преобладающим типом затрат на выполнение контрактов являются трансакционные издержки, а издержки по контролю относительно невелики, индивидуальное производство получило распространение в качестве мелких и средних фирм с небольшим производственным циклом и небольшим числом последующих звеньев производственного процесса.
Товарищество. Различают два вида товариществ: полное — все участники являются одинаковыми собственниками фирмы, то есть обладают полной ответственностью и полным правом на результат её деятельности; и коммандитное (товарищество с ограниченной ответственностью) — когда полные партнеры отвечают полностью своим имуществом за результаты деятельности фирмы, а коммандитные (неполные) партнеры ограничивают свое участие вкладом и/или усилиями, не рискуя своим имуществом, но и получая только установленную часть совокупных результатов деятельности.
В современных экономических системах фирмы, организованные в виде товариществ, занимают средние ниши рынка, со средними объёмами сбыта: наличие нескольких партнеров и объединение капиталов позволяет им избежать проблемы финансирования, что ограничивало бы рост индивидуального предприятия, однако недостаточная мобильность управления сдерживает расширение фирмы до размера крупных предприятий, хотя это и не исключено.
Корпорация (акционерное общество). Корпорации бывают двух видов: открытые, акции которых котируются (продаются) на бирже, так что любой желающий может их приобрести; и закрытые, акции которых распределяются между ограниченным числом участников (например, только между работниками данной фирмы) и не продаются на бирже. Корпорация позволяет мобилизовать путем выпуска акций значительный объём денежных средств в короткие сроки, что делает эту форму незаменимой для массового крупномасштабного производства. Поэтому корпорации в развитых странах в качестве крупных фирм дают основной объём продукции, являются лидерами рынка.