1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение об оценке страховых рисков и управлению страховыми рисками (далее – Положение) Акционерного общества «Российская Национальная Перестраховочная Компания» (далее – Общество) является составной частью Кодекса по управлению рисками. Положение формулирует подход Общества к оценке и управлению страховыми рисками, возникающими в процессе выполнения функций, возложенных на него Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
1.2. Настоящее Положение определяет общие принципы управления страховыми рисками, включая цели и задачи, классификацию рисков и их оценку; меры воздействия на страховые риски; организационную структуру и распределение ответственности; контрольные процедуры и формы отчетности.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями российского законодательства, на основе международных стандартов [1] и практик в области риск-менеджмента и андеррайтинга.
1.4. Настоящее Положение обязательно к применению всеми структурными подразделениями Общества.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Деятельность по оценке и управлению страховыми рисками (андеррайтинг) является ключевой деятельностью Общества, направленной на достижение стратегических целей Общества и выполнение функций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России и Уставом Общества.
2.2. Цель системы андеррайтинга Общества заключается в обеспечении эффективности основной деятельности Общества в условиях неопределенности. Ключевыми целями Общества в области управления страховыми рисками являются:
- обеспечение устойчивости и прибыльности деятельности по принятию рисков в перестрахование;
- обеспечение защиты капитала Общества путем соблюдения требований Общества в части структуры и объема принимаемых (в случае необходимости передаваемых) в перестрахование рисков (включая кумуляцию), так, чтобы указанные риски не создавали угрозы для финансовой устойчивости и платежеспособности Общества;
2.3. Цель управления рисками достигается посредством решения следующих основных задач:
- разработка и реализация процессов принятия решений о принятии в перестрахование того или иного риска и определении адекватной риску тарифной ставки с учетом всех известных условий страхования;
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на информационное и аналитическое обеспечение процесса андеррайтинга Общества;
- обеспечение соответствия системы андеррайтинга Общества состоянию внутренней и внешней среды, с учетом необходимой адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде;
3. КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ
3.1. Страховые риски — риски, непосредственно связанные с обязательствами, принимаемыми Обществом при заключении договоров перестрахования:
- риски премии и резервов – риски потерь или неблагоприятного изменения стоимости страховых обязательств вследствие неопределенности относительно времени наступления, частоты и тяжести страховых случаев, а также величины и времени осуществления окончательных страховых выплат;
- отдельным элементом риска премии Общество выделяет риск андеррайтинга – риск потерь, связанный с принятием в перестрахование риска с недостаточной премией, т.е. с премией, которая не покрывает ожидаемую величину потерь и стоимость капитала компании в связи с указанным договором.
- риск концентрации страхового портфеля – риск потерь или неблагоприятного изменения стоимости страховых обязательств, связанный с одновременным наступлением страхового события в отношении ряда крупных индивидуальных застрахованных объектов и (или) рисков.
- риск катастрофы – риск потерь или неблагоприятного изменения стоимости страховых обязательств, связанный с одновременным наступлением множества страховых событий в результате стихийных бедствий и (или) техногенных катастроф.
3.2. Прочие риски, возникающие в процессе заключения и обслуживания договоров принятого перестрахования или как их следствие:
- Операционный риск – риск, связанный с несовершенством (нарушением) принятых процедур, процессов и т.д.;
- Валютный риск – риск, связанный с заключением договоров, предусматривающих выплату страхового возмещения в иностранной валюте или в сумме, зависящей от курса иностранной валюты;
- Кредитный риск – риск, связанный с неисполнением обязательств контрагентами Общества;
- Риск ликвидности – риск дополнительных потерь, связанный с недостаточной ликвидностью активов Общества, возникающий при быстрой реализации активов в случае необходимости осуществления крупных страховых выплат.
3.3. Настоящее Положение регулирует подходы и принципы управления рисками, непосредственно возникающими в процессе приема рисков в перестрахование – риск премий (включая риск андеррайтинга) и резервов, риск концентрации и риск катастрофы.
3.4. Подходы и принципы управления операционными рисками регулируются Положением об управлении операционными рисками Общества.
3.5. Подходы и принципы управления валютными и кредитными рисками регулируются Положением об управлении рыночными и кредитными рисками Общества.
4. ПРИНЦИПЫ АНДЕРРАЙТИНГА
4.1. Защита капитала. Соответствие обязательств по принимаемому объему рисков как на уровне отдельных рисков, так и на уровне портфеля в целом, установленным лимитам собственного удержания является необходимым условием предотвращения крупных финансовых потерь и, как следствие, негативного влияния на размер собственного капитала Общества.
4.2. Прибыльность бизнеса. Процесс андеррайтинга фокусируется на обеспечении устойчивой прибыльности операций перестрахования в процессе достижения целей, установленных стратегией Общества и реализации функций, возложенных на Общество.
4.3. Понимание риска. Процесс андеррайтинга основывается на всестороннем понимании и адекватной оценке принимаемых в перестрахование рисков, основанной на достоверной информации в отношении всех принимаемых рисков, достаточной для их оценки.
4.4. Знание кумуляции, включая риски катастроф. Кумуляция рисков должным образом идентифицируется, контролируется и управляется.
4.5. Ограничение покрытия. Процесс андеррайтинга должен обеспечивать наличие необходимых ограничений принимаемых рисков, как количественных, так и качественных. В отношении неограниченных покрытий, если они неизбежны, должны существовать дополнительные согласовательные и контрольные процедуры, обеспечивающие необходимую оценку рисков и принятие решений по их принятию (отказу) в перестрахование.
4.6. Адекватность ценообразования. Каждый компонент предлагаемого покрытия должен быть адекватно оценен с учетом всех доступных факторов, результаты задокументированы.
4.7. Понимание «аппетита к риску». Возможности Общества по принятию рисков в перестрахование (например, собственное удержание по отдельному риску) определяются исходя из «аппетита к риску», принятого Обществом [2] и корректируются по мере его изменения и (или) изменения размера собственных средств Общества.
4.8. Адекватность процессов и инфраструктуры. Бизнес-процессы андеррайтинга, урегулирования убытков и актуарной оценки, а также инфраструктура Общества должны соответствовать практике ведения деятельности, количеству и сложности договоров, принимаемых в перестрахование. Указанные требования касаются также доступности и качества данных, используемых для оценки индивидуальных и кумулированных рисков.
4.9. Точность и адекватность формулировок текстов договоров перестрахования. Общество осуществляет контроль соответствия текстов договоров перестрахования требованиям законодательства и интересам Общества. При выявлении несоответствия Общество прикладывает усилия по изменению текста договоров в той мере, в которой они не изменяют существенных условий и не противоречат требованиям законодательства и сложившейся рыночной практике.
4.10. Защита коммерческой и частной информации (данных). Процесс андеррайтинга должен обеспечивать требования к защите коммерческой и (или) частной информации в соответствии с требованиями применимого законодательства, правил делового оборота и (или) условий заключенных договоров.
5. ОЦЕНКА СТРАХОВЫХ РИСКОВ
5.1. Тщательная оценка риска является основой для принятия решений по заключению договоров перестрахования и определения его стоимости.
5.2. Оценка риска состоит из следующих этапов:
5.2.1. Идентификация риска – обнаружение, распознавание и описание риска.
5.2.2. Анализ риска – понимание природы риска и определение уровня риска.
5.2.3. Оценивание риска – сравнение результатов анализа риска с установленными критериями риска; определение, является ли риск и (или) его величина приемлемыми или допустимыми.
5.3. Основой для идентификации страховых рисков Общества является понятие элементарного риска. Элементарный риск – это совокупность:
- идентифицированного события, которое потенциально может привести к возникновению обязательства Общества по договору принятого перестрахования;
- наличия поддающихся оценке негативных последствий указанного события для страхователя, перестрахователя и Общества;
- возможных дополнительных условий для признания риска реализовавшимся.
Общество ведет реестр элементарных рисков на постоянной основе. Часто встречающиеся наборы элементарных рисков могут быть объединены в группу, которая в дальнейшем процессе рассматривается как единый объект.
5.4. Основой для анализа риска является рассмотрение вероятности его реализации и тяжести последствий в отношении наборов: элементарный риск (группа элементарных рисков) — объект страхования, принимаемый в перестрахование (далее – объект). Анализ риска осуществляется на нескольких уровнях: на уровне каждого набора риск-объект; на уровне договора перестрахования и на уровне портфеля компании в целом.
5.5. Анализ риска осуществляется с использованием качественных и количественных факторов.
5.6. Качественные свойства элементарных рисков, используемые при их анализе Обществом, включают в себя, но не исчерпываются следующим списком:
5.6.1. Особенности идентификации события, приводящего к реализации риска.
5.6.2. Возможные сроки временной задержки между событием и возможностью его идентификации.
5.6.3. Особенности процедур определения ущерба в связи с реализацией события.
5.6.4. Особенности процедур урегулирования убытка.
5.7. Качественные свойства объекта, используемые при анализе риска Обществом, включают в себя, но не исчерпываются следующим списком:
5.7.1 Тип объекта (например, имущественный комплекс, здание, морское судно и т.д.).
5.7.2. Характер использования объекта (зависит от вида деятельности страхователя на рассматриваемом объекте).
5.7.3 Дополнительные характеристики, влияющие на степень подверженности отдельным рискам (сигнализация, системы мониторинга и т.д.).
5.7.4. Территория расположения объекта.
5.7.5. Расположение объектов страхования по отношению к другим застрахованным объектам, как в рамках отдельного договора, так и в рамках всей компании в целом.
5.7.6. Возможная кумуляция различных элементарных рисков в отношении объекта страхования.
5.7.7. Уникальность объекта или наличие информации об аналогичных объектах.
5.7.8. Иные специфические свойства объекта страхования, влияющие на степень подверженности объекта рассматриваемым элементарным рискам.
5.8. Качественные свойства договора перестрахования, используемые при анализе риска Обществом, включают в себя, но не исчерпываются следующим списком:
5.8.1. Санкционный [3] (или не санкционный) характер договора.
5.8.2. Оценку заинтересованности страхователя и его влияния на вероятность реализации элементарного риска и возможную тяжесть последствий его реализации.
5.8.3. Оценку заинтересованности перестрахователя в финансовом результате по договору перестрахования.
5.8.4. Особенности андеррайтинговой политики перестрахователя (требования к информации об объектах страхования, процедуры принятия рисков в перестрахование, качество документации и т.д.).
5.8.5. Особенности процедур установления ущерба в процессе урегулирования убытка.
5.8.6. Наличие договора облигаторного перестрахования в отношении рисков, аналогичным риску, принимаемому в перестрахование.
5.8.7 Действие указанного выше договора облигаторного перестрахования в отношении риска, принимаемого в перестрахование.
5.8.8. Участие Общества в указанном выше договоре облигаторного перестрахования.
5.8.9. Признаки возможной антиселекции в отношении риска, принимаемого в перестрахование.
5.9. Количественные факторы, используемые Обществом при анализе риска, включают в себя, но не ограничиваются следующим списком:
5.9.1. Вид и форма договора страхования.
5.9.2. Срок страхования.
5.9.3. Количество объектов страхования.
5.9.4. Вероятность реализации элементарного риска (группы рисков).
5.9.5. Страховые суммы (максимально возможный убыток (МВУ), лимиты) по объектам страхования.
5.9.6. Распределение возможной тяжести убытка в отношении каждого объекта (типа объектов).
5.9.7. Изменчивость оценки тяжести убытка в процессе его урегулирования (резервный риск).
5.9.8. Наличие заявленных и неурегулированных убытков по договору перестрахования.
5.9.9. Наличие и тип франшиз.
5.9.10 Доля риска, принимаемая Обществом в перестрахование.
5.9.11. Стоимость страхования (сумма перестраховочной премии).
5.9.12. График оплаты перестраховочной премии.
5.9.13. Комиссия по договору перестрахования.
5.9.14. Иные расходы по договору перестрахования.
5.9.15. Прочие финансовые условия (проценты на депо, удержание резервов премии и/или убытков и пр.) договора перестрахования.
При анализе облигаторных договоров Общество учитывает дополнительные особенности, связанные с формой и условиями указанных договоров. К особенностям участия в облигаторных договорах перестрахования относятся: вид страхования, в отношении перестрахования рисков которого заключается договор; собственное удержание / приоритет страховщика; общая емкость облигаторного перестраховочного договора; количество восстановлений; структура портфеля по договорам страхования (распределение договоров по диапазонам страховых сумм) и по убыткам в прошлые периоды страхования / перестрахования; история действия облигаторного договора; лидирующий перестраховщик; рынки, на которых осуществляется преимущественное размещение облигаторного перестраховочного договора, другие факторы. Порядок анализа облигаторных договоров перестрахования фиксируется в методической документации Общества.
5.10. Для упрощения проводимого анализа риска Общество на постоянной основе осуществляет группировку всех имеющихся комбинаций риск-тип объектов по линиям бизнеса исходя из баланса требований однородности, достаточности данных и экономической целесообразности.
5.11. При оценивании риска Общество устанавливает качественные и количественные критерии допустимости (приемлемости) риска. Конкретный перечень критериев устанавливается Обществом как в отношении всех принимаемых рисков, так и в отношении отдельных линий бизнеса.
Критерии допустимости устанавливаются решением Правления на основании предложений блока андеррайтинга [4] . Пересмотр и (или) дополнение критериев осуществляется по мере необходимости, но не реже, чем раз в год.
Указанные критерии включают в себя, но не исчерпываются, следующим списком критериев [5] :
5.11.1. Общество не принимает (ограниченно принимает) в перестрахование долгосрочные договоры страхования за исключением отдельных линий бизнеса. Принятие в перестрахование отдельного риска, не удовлетворяющего указанному выше ограничению, возможно только при проведении дополнительных процедур согласования.
5.11.2. Общество не принимает (ограниченно принимает) в перестрахование договоры перестрахования, в отношении рисков которых ожидаемый срок установления окончательного размера обязательства Общества по страховым случаям существенно дольше, чем в среднем для имущественного страхования. Принятие в перестрахование отдельного риска, не удовлетворяющего указанному выше ограничению, возможно только при проведении дополнительных процедур согласования.
5.11.3. Общество не принимает в перестрахование риски, связанные с определенными типами объектов либо объектами с определенным характером использования. Для определенных типов объектов либо объектов с определенным характером использования принятие риска в перестрахование возможно только при проведении дополнительных процедур согласования.
5.11.4. Общество не принимает в перестрахование определенные элементарные риски либо риски по определенным линиям бизнеса. Для отдельных элементарных рисков и линий бизнеса принятие риска в перестрахование возможно только при проведении дополнительных процедур согласования.
5.11.5. Общество не принимает в перестрахование риски в отношении определенных территорий расположения объекта (территории страхования). Для отдельных территорий принятие риска в перестрахование возможно только при проведении дополнительных процедур согласования.
5.11.6. Общество не принимает (ограниченно принимает) в перестрахование недостаточно оцененные риски [6] – риски, в отношении которых ожидаемая оценка (математическое ожидание) прибыли по договору недостаточна для покрытия расходов на капитал [7] , необходимый для принятия указанного риска. Для целей расчета расходов на капитал используются модель аллокации капитала, принятая Обществом, и стоимость капитала, согласованная с Наблюдательным Советом Общества. Принятие в перестрахование отдельного риска, не удовлетворяющего указанному выше ограничению, возможно только при проведении дополнительных процедур согласования.
5.11.7. Общество не принимает в перестрахование объем риска, превышающий установленный для данной линии бизнеса размер собственного удержания. При определении объема принимаемого риска Общество учитывает наличие и условия договоров облигаторного перестрахования, действующих в отношении рисков, принимаемых в перестрахование. Размер собственного удержания устанавливается решением Правления на основании предложений блока андеррайтинга и Управления актуарного анализа и риск-менеджмента. Пересмотр размера собственного удержания производится по мере необходимости, но не реже, чем один раз в год [8] .
5.11.8. Общество не принимает в перестрахование объем риска, превышающий максимально установленный размер собственного удержания в отношении одной локации [9] — по всем видам риска, по всем договорам и по всем объектам в данной локации. При определении объема принимаемого риска Общество учитывает наличие и условия договоров облигаторного перестрахования, действующих в отношении рисков, принимаемых в перестрахование по данной локации.
5.11.9. Общество не принимает в перестрахование риски, по которым перестрахователь имеет необычно низкое значение собственного удержания (приоритета) в отношении данного риска, кроме тех случаев, когда сложившаяся ситуация является следствием факторов или ограничений, находящихся вне контроля перестрахователя.
5.11.10. Указанные в пп. 5.11.1 – 5.11.9 и другие установленные критерии не распространяются на случаи заключения договоров перестрахования, подпадающих под действие п.2 статьи 13-2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в пределах, установленных для обязательств по страховой выплате п.4 статьи 13-2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
5.11.11. В случае если объем принимаемого риска не является существенным для Общества и договор не содержит условий, требующих дополнительного согласования, Общество может принимать решение о принятии риска в перестрахование на условиях Цедента/Лидирующего перестраховщика без полного анализа риска. Решение принимается на основании сведений о Цеденте/Лидирующем перестраховщике и имеющейся в его распоряжении информации о риске, передаваемом в перестрахование, а также оценке иных страховых рисков, описанных в п. 3.1. и 3.2. настоящего Положения.
5.11.12. В отдельных случаях, когда риск не удовлетворяет критериям допустимости, он может быть принят в перестрахование Обществом при условии его согласования Комитетом по рискам Общества, в соответствии с полномочиями и процедурами, установленными Положением о комитете по рискам Общества.
5.11.13. Комитет Общества не может принять решение о приеме в перестрахование договора с абсолютным размером участия Общества в риске [10] большей, чем 50% от величины собственных средств [11] .
5.11.14. В отдельных случаях, подпадающих под действие Письма-подтверждения готовности Акционера увеличить уставный капитал АО РНПК в связи с наступлением страховых случаев по санкционным рискам (письмо ЦБ РФ от 17.05.2017 № 01-28/3683, далее – Письмо ЦБ РФ), Правление Общества, после рассмотрения Комитета по рискам Общества, может принять решение о приеме в перестрахование договора с абсолютным размером участия Общества в риске в размере применимого к рассматриваемому риску собственного удержания, увеличенного на величину, указанную в Письме ЦБ РФ – 49,7 млрд. руб.
5.11.15. Процедура принятия в перестрахование рисков, упомянутых в п. 5.11.14 и требования по ее документированию, а также дополнительные требования к оформлению соответствующих предложений по передаче рисков в перестрахование перестрахователями утверждаются решением Правления Общества.
5.12. Результаты оценки риска должным образом документируются.
6. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТРАХОВЫЕ РИСКИ
6.1. На основании произведенной оценки риска Общество принимает одно из следующих решений в отношении каждого риска:
6.1.1. Отказ в принятии в перестрахование рисков, которые не удовлетворяют требованиям Общества [12] .
6.1.2. Принятие риска – заключение договора перестрахования на условиях, удовлетворяющих требованиям Общества.
Принятие риска в отношении произошедших убытков (риск недостаточности резервов) принимает форму финансирования риска, т.е. формирования резервов для потенциального осуществления в будущем выплат по договору перестрахования.
Управление данным видом риска осуществляется за счет консервативной оценки формируемых резервов на основании утвержденных Обществом документов:
«Положение об оценке страховых резервов»;
«Порядок определения размера резерва заявленных, но неурегулированных убытков».
6.1.3. Увеличение риска – принятие решение об увеличении доли участия в принимаемом риске.
6.1.4. Ограничение риска [13] – принятие решения об уменьшении доли участия в принимаемом риске, с целью соблюдения требований по собственному удержанию и (или) в связи с учетом иных факторов, использованных для оценки риска.
6.1.5. Передача риска – заключение договора исходящего перестрахования в отношении избыточных рисков, в отношении которых Общество не имеет возможности принять иных эффективных мер воздействия на риск. Общество в ограниченных пределах использует данный вид управления риском. В частности, передача рисков используется в случае:
6.1.5.1. катастрофического риска.
6.1.5.2. риска непредвиденной кумуляции.
6.1.5.3. избыточного риска в отношении принятых в перестрахование рисков, в отношении которых Общество не имеет возможности уменьшить объем принимаемого риска.
6.2. Принятие решения в отношении мер воздействия на риск должным образом документируются в отношении каждого риска. Документирование осуществляется сотрудниками блока андеррайтинга в информационной системе Общества.
7. ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Система андеррайтинга Общества состоит из следующих основных блоков:
7.1.1. Операционный блок
– осуществляет первичный учет условий поступающих в Общество оферт и дальнейшее документарное сопровождение договоров перестрахования.
— несет ответственность за оперативность и качество отражения данных, содержащихся в первичных документах по перестрахованию, а также за организацию хранения указанных документов.
7.1.2. Блок андеррайтинга
– проводит анализ предлагаемых в перестрахование рисков,
— подготавливает решение о принятии в перестраховании того или иного риска или иных мер воздействия на страховой риск;
— определяет адекватную стоимость риска и условий перестрахования, включая объем принимаемого риска;
— несет ответственность за оперативную и качественную оценку принимаемого риска, за эффективное взаимодействие с перестрахователями по вопросам заключения и сопровождения договоров перестрахования.
7.1.3. Андеррайтеры – сотрудники Общества, имеющие право подписывать от имени Общества договоры перестрахования в пределах лимитов, установленных решением Правления для каждого андеррайтера.
7.1.4. Управление актуарных расчетов и риск-менеджмента (далее УАРиРМ) — осуществляет в случае необходимости моделирование договоров для целей определения стоимости договора перестрахования, моделирование для целей определения суммы требуемого капитала, осуществляет расчеты и готовит предложения по сумме максимально возможного собственного удержания Общества. Осуществляет методологическое обеспечение по вопросам анализа и оценки страховых рисков.
7.1.5. Комитет по рискам Общества – по представлению блока андеррайтинга принимает решения в отношении договоров перестрахования, не удовлетворяющих установленным требованиям Общества (по размеру собственного удержания, по покрытию, по территории и т.д.).
7.1.6. Президент — Председатель правления Общества – осуществляет общий контроль за деятельностью системы андеррайтинга, несет ответственность за ее эффективное функционирование, заключает от имени Общества договоры перестрахования.
8. КОНТРОЛЬ И ОСТАТОЧНЫЙ РИСК
Общество осуществляет следующие виды контроля при заключении договоров перестрахования:
8.1. Контроль качественных условий в отношении предлагаемых рисков. Контроль производится по принятым в Обществе критериям допустимости (см. п. 5.11) в отношении поступающих оферт. Для целей документирования соответствия договора по каждой оферте в отношении факультативных договоров перестрахования заполняется «Форма контроля качественных условий договора перестрахования» (форма приведена в Приложении 1 к настоящему Положению).
8.2. Контроль адекватности ценовых условий договоров перестрахования осуществляется на основе расчета EVA (добавленной экономической стоимости) для каждого контракта, исходя из характера риска и принятой Обществом методологии [14] .
8.3. Контроль отдельных договоров по соблюдению требования о размере собственного удержания осуществляется на этапе заключения договора на основании данных договора перестрахования, отраженных в учетной системе, и текстов договоров перестрахования. Контроль осуществляется после каждого изменения условий договора перестрахования. При этом Общество обеспечивает соблюдение принципа «четырех» глаз (контроль не менее чем двумя уполномоченными сотрудниками) для каждого договора перестрахования.
8.4. В случае, когда объем риска, принимаемого Обществом, меньше, чем собственное удержание, установленное для риска (линии бизнеса), принимаемого в перестрахование и, таким образом, нет необходимости в дополнительных мерах воздействия на риск, никаких действий не производится.
8.5. В случае если объем риска, принимаемого Обществом, превышает собственное удержание, установленное для риска (линии бизнеса), блок андеррайтинга должен уменьшить долю участия в указанном риске до значения, обеспечивающего соблюдение требования по собственному удержанию. Принятие риска сверх величины собственного удержания может осуществляться только после рассмотрения и согласования Комитетом по рискам Общества.
8.6. Контроль договоров на соблюдение требований о размере собственного удержания после заключения договоров осуществляется УАРиРМ на основе периодического анализа данных учетной системы (см. п. 9.2 — «Отчет по собственному удержанию»).
8.7. В случае обнаружения несогласованных нарушений требований собственного удержания, независимо от их причины, материалы направляются в Комитет по рискам. Комитет по рискам готовит рекомендации относительно необходимости передачи риска в перестрахование. В случае признания необходимости передачи риска в перестрахование Общество предпринимает все необходимые усилия для перестрахования указанного риска, либо принятие иных возможных мер по снижению риска или его избеганию. В течение 10 рабочих дней после передачи риска в перестрахование (ретроцессию) Общество уведомляет об этом Цедента.
8.8. Контроль кумуляции осуществляется сотрудниками блока андеррайтинга на этапе анализа принимаемых в перестрахование рисков по каждому договору перестрахования с учетом информации по анализируемому договору и иной информации, находящейся в распоряжении Общества.
Общество предпринимает все возможные усилия по получению и учету информации, влияющей на понимание эффекта возможной кумуляции, включая, но не ограничиваясь:
— информацию о расположении объектов по уже заключенным и договорам перестрахования, находящимся на рассмотрении;
— информацию о возможности попадания объектов анализируемого договора под действие облигаторных договоров, заключенных Обществом или находящимся на рассмотрении;
— информацию о возможность передачи анализируемого договора Обществу посредством ретроцессионных договоров перестрахования.
8.9. Пост-контроль кумуляции осуществляется УАРиРМ на основе периодического анализа данных учетной системы и иной внешней информации (см. п.9.3 – «Отчет по кумуляции»).
8.10. Контроль и анализ катастрофических рисков осуществляется совместно блоком андеррайтинга и УАРиРМ по мере необходимости. На основе произведенного анализа Общество принимает решение о необходимости и возможных условиях передачи риска в перестрахование.
9. ОТЧЕТНОСТЬ ПО СТРАХОВЫМ РИСКАМ
Общество на периодической основе осуществляет рассмотрение следующих видов внутренней отчетности по управлению страховыми рисками:
9.1. Отчет по рискам, принятым в перестрахование — еженедельный отчет о заключенных и действующих договорах принятого перестрахования, содержащий информацию о количестве договоров, сумме ответственности, страховой премии, представленной в разрезе, как минимум, следующих аналитик: линий бизнеса, признака санкционности, форм и типов договоров перестрахования. Отчет представляется Правлению и Комитету по рискам Общества.
9.2. Отчет по собственному удержанию — оперативный отчет, отражающий все случаи превышения размера собственного удержания, независимо от их причины. Отчет представляется Правлению и Комитету по рискам Общества.
9.3. Отчет по кумуляции — ежеквартальный отчет, содержащий информацию о 100 крупнейших локациях Общества по величине собственного удержания в отношении локации, с указанием величины собственного удержания в отношении данной локации и ее составляющих в разрезе отдельных договоров и рисков. Отчет представляется Правлению и Комитету по рискам Общества.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Настоящее Положение утверждается Наблюдательным советом Общества и подлежит пересмотру по мере изменения требований регулирующих органов и появления новых эффективных методов и инструментов управления рисками в соответствии с лучшей международной практикой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оценке страховых рисков и управлении страховыми рисками
ГЛОССАРИЙ
Аллокация капитала. Процесс распределения совокупного требуемого капитала Общества между отдельными рисками. Данный процесс необходим для адекватного учета эффекта диверсификации между разными источниками риска. Аллокация может осуществляться на разных уровнях, начиная от вида риска и заканчивая минимально возможным источником риска (например, отдельный финансовый инструмент в составе инвестиционного портфеля или отдельный договор перестрахования).
Бизнес-процесс. Совокупность взаимосвязанных последовательных действий, выполняемых структурными подразделениями Общества и направленных на обеспечение функций и целей деятельности Общества.
Валидация . В области управления рисками Общества данный термин может применяться в следующих значениях:
- валидация данных – процесс анализа данных о рисках или риск-событиях на предмет их полноты и адекватности на агрегированной основе;
- валидация моделей оценки рисков – процесс независимого тестирования и оценки применяемых в Обществе моделей оценки рисков для подтверждения их заявленных характеристик и соответствия данных моделей целям их разработки и применения.
Верификация. Процесс последующей проверки полноты и корректности данных в отношении конкретного риска Общества или риск-события.
Вероятность. Возможность реализации риска. Вероятность может быть оценена количественно (в т.ч. в процентах, с указанием частоты реализации риска) или качественно.
Владелец риска . Руководство, коллегиальный орган, структурное подразделение, уполномоченный работник Общества, которые в соответствии с нормативными и иными актами Общества наделены полномочиями и несут ответственность за управление риском Общества.
Внешняя среда . Совокупность внешних условий (экономических, правовых, рыночных, социокультурных, политических и других), в которых Общество стремится достичь целей своей деятельности и выполнить свои функции.
Внутренняя среда . Совокупность внутренних условий (целей, стратегий, организационной структуры, процессов принятия решений, внутренних взаимосвязей, ИТ-систем и других), направленных на обеспечение достижения Обществом целей своей деятельности и выполнения функций.
Воздействие . Степень влияния реализации риска на достижение целей деятельности и выполнение функций Общества. Воздействие может быть оценено по различным негативным последствиям для Общества, которые могут возникнуть вследствие реализации риска.
Допустимый (приемлемый) уровень риска . Уровень риска, который Общество готово принимать на себя, обеспечивая достижение целей своей деятельности и выполнение своих функций.
Заинтересованная сторона . Руководство, коллегиальные органы, структурные подразделения, уполномоченные работники Общества, а также внешние организации и лица, которые могут оказывать влияние или подвергаться воздействию рисков Общества.
Идентификация рисков . Процесс выявления, составления перечня и описания рисков Общества.
Карта рисков . Способ визуального представления профиля рисков Общества, позволяющий осуществить их приоритизацию (ранжирование). Как правило, это двухмерное представление рисков в матрице (5×5, 4×4 или др.), где на одной оси показано воздействие (ущерб), а на другой – вероятность.
Коммуникации и консультации . Процесс фиксирования и обмена информацией между субъектами управления рисками Общества в ходе выполнения процессов управления рисками.
Критерии риска . Критерии, по которым осуществляется оценка риска и его сравнение с допустимым (приемлемым) уровнем.
В качестве критериев риска могут применяться вероятность, воздействие, скорость активации риск-события, уязвимость и другие критерии, выбор которых осуществляется с учетом внешней и внутренней среды и требований законодательства, нормативных и иных актов Общества.
Критически важные бизнес-процессы. Бизнес- процессы финансовой организации, приостановление которых влечет нарушение нормального осуществления деятельности финансовой организации, ее контрагентов и (или) ее клиентов, в том числе создает угрозу полной утраты их жизнеспособности.
Методология управления рисками. Совокупность методов, способов и инструментов, применяемых для управления рисками Общества.
Модель оценки риска. Экономико-математическая модель, включающая описание методов оценки, допущений, условий и ограничений ее применения, позволяющая оценивать и прогнозировать характеристики моделируемого риска.
Мониторинг рисков . Процесс наблюдения за рисками Общества, в том числе за их уровнем, его соответствием допустимому (приемлемому) уровню, внедрением мер реагирования на риски и контрольных процедур, эффективностью данных мер и процедур, а также анализа внешней среды.
Мониторинг системы управления рисками. Наблюдение за функционированием системы управления рисками Общества с целью получения информации о наличии и порядке применения установленных в Обществе методов и процедур управления рисками.
Неопределенность. Неспособность точно знать что-либо заранее в условиях отсутствия или недостатка информации.
Непрерывность деятельности. Способность Общества планировать и применять меры, направленные на обеспечение бесперебойного функционирования (эффективного восстановления) ключевых бизнес-процессов Общества.
Объект риска. Бизнес-процесс Общества, материальный или нематериальный актив Общества, подверженный риску.
Ограничение (снижение уровня, минимизация) риска. Способ реагирования на риск, при котором реализуются меры по снижению вероятности и (или) воздействия риска Общества с целью приведения его уровня в соответствие с допустимым (приемлемым) уровнем.
Описание рисков. Структурированное представление элементов рисков Общества.
Остаточный риск. Риск Общества с учетом существующих мер реагирования на него и контрольных процедур.
Организационная структура управления рисками. Совокупность используемых в Обществе подходов к организации управления рисками (модели управления рисками), субъектов управления рисками, их полномочий и взаимосвязей между ними.
Отчетность о рисках. Структурированная форма предоставления внутренним или внешним пользователям Общества информации о рисках Общества и управлении ими.
Оценка риска. Процесс определения уровня риска Общества с использованием установленных в Обществе критериев риска.
Перенос (передача) риска. С пособ реагирования на риск Общества, при котором принимается решение о передаче всех или части последствий реализации риска на стороннюю организацию (лицо). Основными формами переноса (передачи) риска Общества являются перестрахование и хеджирование.
Пересмотр системы управления рисками. Процесс оценки эффективности системы управления рисками Общества, в том числе используемых подходов и методологии управления рисками Общества, с внесением в нее изменений (при необходимости).
Подверженность риску. Возможность реализации риска Общества в отношении конкретного объекта риска Общества.
Последствие. Следствие наступления риск-события.
Пост-контроль. Контроль, осуществляемый после завершения процесса. Включает в себя безобвинительное рассмотрение ситуации в случае выявленных нарушений.
Принятие риска. Способ реагирования на риск Общества, при котором принимается решение о сохранении риска на существующем уровне и продолжении мониторинга риска.
Приоритизация (ранжирование) рисков. Процесс определения наиболее значимых рисков Общества с учетом их уровня.
Присущий риск. Риск Общества до мер реагирования на него и контрольных процедур.
Причина. Явление, действие, непосредственно приводящие к реализации риска Общества.
Профиль рисков. Совокупность рисков, присущих Обществу, структурному подразделению Общества, конкретной функции/ направлению деятельности, бизнес-процессу Общества.
Процесс управления рисками. Последовательность действий, осуществляемых в рамках деятельности по управлению рисками Общества.
Реагирование на риск. Процесс принятия решения о работе с риском Общества. Способы реагирования: ограничение (снижение уровня, минимизация) риска, перенос (передача) риска, финансирование риска, уклонение от риска (избегание риска), принятие риска. Меры реагирования – конкретные действия в рамках реализации указанных способов реагирования на риск.
Реестр рисков. Структурированный перечень данных об идентифицированных рисках Общества.
Риск. Возможность негативного влияния неопределенности на достижение целей деятельности и выполнение функций Общества.
Аппетит к риску. Количественный и (или) качественный показатель, определяющий допустимый (приемлемый) уровень риска Общества.
Аппетит к риску может быть различным для разных видов рисков Общества, функций/направлений деятельности и бизнес-процессов Общества и может изменяться при изменениях во внутренней и внешней среде.
Риск-культура. Совокупность ценностей, убеждений, пониманий, знаний, норм поведения и практик в отношении рисков Общества и управления ими, разделяемых и принимаемых всеми работниками Общества.
Риск-метрика. Показатель, характеризующий уровень риска Общества.
Риск-событие. Событие, которое привело, могло привести или может привести в будущем к негативным последствиям для достижения целей деятельности и выполнения функций Общества. Риск-событие также может привести к возникновению новой неопределенности.
Риск-фактор (источник риска). Деятельность, явление, обстоятельство, которое самостоятельно или в комбинации с другими имеет внутренний потенциал к возникновению или повышению уровня риска Общества.
Система управления рисками. Совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих реализацию целей, задач и принципов управления рисками Общества.
Скорость активации события. Время с момента наступления риск-события до момента, когда Общество начинает ощущать его последствия.
Субъекты управления рисками. Руководство Общества, коллегиальные органы, структурные подразделения Общества и их работники, осуществляющие управление рисками Общества в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами, нормативными и иными актами Общества.
Таксономия рисков. Категоризация, обеспечивающая системный подход к анализу данных о рисках Общества посредством определения применяемых в Обществе видов (групп) риск-событий, причин и последствий реализации рисков, других категорий.
Угроза (опасность). Источник потенциального вреда.
Уклонение от риска (избегание риска). Способ реагирования на риск Общества, при котором принимается решение отказаться от деятельности, сопряженной с риском.
Управление рисками. Системный процесс разработки, применения и пересмотра политик, методов, способов и инструментов идентификации, оценки рисков, реагирования на риски и мониторинга рисков Общества в целях достижения целей деятельности и выполнения функций Общества.
Уровень риска. Величина риска Общества, определенная с использованием критериев риска в порядке, установленном нормативными и иными актами Общества.
Финансирование риска. Способ реагирования на риск Общества, при котором принимается решение о создании резервов под активы (условные обязательства) Общества или резервов на покрытие иных потерь.
Частота. Количество случаев наступления событий за определенную единицу времени. Может применяться при разработке и использовании шкалы оценки риска.
Шкала оценки риска. Способ определения оценок по различным критериям риска (как правило, вероятности и воздействия), предусматривающий выбор оценки с использованием установленных градаций оценок и соответствующих им описаний.
Элементы риска. Риск-факторы (источники риска), риск-события, причины и последствия.
Эскалация. Процесс вынесения вопросов, касающихся управления рисками Общества, на рассмотрение руководству Общества, коллегиальным органам, уполномоченным работникам Общества, обладающим необходимыми полномочиями и компетенцией для принятия решения.
EVA (добавленная экономическая стоимость). Величина стоимости, полученной акционерами компании сверх ожидаемого дохода на вложенный капитал. EVA – это чистая операционная прибыль за вычетом затрат на капитал.
Приложение 1
Форма контроля качественных условий договора перестрахования.
Проверяемое условие
Договор подпадает под действие п.2 статьи 13-2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Наличие ограничений по длительности договора
Совпадение сроков страхования и перестрахования
Наличие запрещенных (условно разрешенных) покрытий
Наличие запрещенных (условно разрешенных) типов перестрахованных объектов
Наличие запрещенных (условно разрешенных) характеров использования объектов/индустрии
Наличие запрещенных (условно разрешенных) территорий страхования
Наличие нетипичных условий по оплате перестраховочной премии
Наличие заявленных и неурегулированных убытков
Наличие иных оговорок в договоре перестрахования
Наличие возможной кумуляции по территории
Собственное удержание (приоритете) перестрахователя соответствует нормальному значению
Существуют внешние условия, препятствующие принятию перестрахователем риска в нормальном объеме
Наличие облигаторного договора по данному риску
[1] ISO 31000:2009 “Risk management – Principles and guidelines” (ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»)
[2] Декларация аппетита к риску является отдельным документов в составе Кодекса по управлению рисками, который утверждается Наблюдательным Советом Общества.
[3] Санкционный договор – договор, который подпадает под действие п.2 статьи 13-2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
[4] Критерии допустимости по отдельным линиям бизнеса могут быть сформулированы не отдельным документом, а в составе «Политики андеррайтинга» в отношении конкретной линии бизнеса. Каждая «Политика андеррайтинга» разрабатывается блоком андеррайтинга и утверждается Правлением Общества.
[5] Приведенные ниже ограничения распространяются только на те ситуации, когда Общество не имеет законодательно установленных ограничений, препятствующих отказу в принятии риска в перестрахование. В случае если указанные ограничения существуют, Общество принимает меры по минимизации своего участия в соответствующем риске в рамках возможностей, предоставляемых законами и иными нормативными актами.
[6] Положения данного пункта относительно проведения необходимых расчетов вступают в силу после принятия всех необходимых для его реализации внутренних нормативных документов, являющихся частью Кодекса по управлению рисками. До указанного срока оценка достаточности премии осуществляется на основании экспертного мнения специалистов блока андеррайтинга, результатов сравнения с аналогичными (схожими) договорами перестрахования и т.д.
[7] Расход на капитал – оценка процентных расходов, которые бы понесло Общество в случае привлечения необходимого капитала на условиях, предъявляемых к доходности капитала со стороны акционеров Общества.
[8] Положения данного пункта будут детализированы после принятия внутреннего нормативного документа «Регламент и методика расчета собственного удержания», который будет являться частью Кодекса по управлению рисками.
[9] Локация – территория, подверженная ущербу в результате реализации единичного застрахованного риска в отношении объектов, находящихся на этой территории. Для движимых объектов локацией являются сами объекты.
[10] Абсолютная величина участия Общества определяется на базе страховой суммы, лимита или максимально возможного убытка (МВУ) – в зависимости от особенностей договора.
[11] Действие данного пункта не распространяется на ситуации, когда Общество имеет законодательно установленные ограничения, препятствующие отказу в принятии риска в перестрахование
[12] Приведенные ограничения распространяются только на ситуации, когда Общество не имеет законодательно установленных ограничений, препятствующих отказу в принятии риска в перестрахование. В случае если указанные ограничения существуют, Общество принимает меры по минимизации своего участия в соответствующем риске в рамках возможностей, предоставляемых законами и иными нормативными актами.
[13] Приведенные ниже ограничения распространяются только на ситуации, когда Общество не имеет законодательно установленных ограничений, препятствующих ограничению в принятии риска в перестрахование. В случае если указанные ограничения существуют, Общество принимает меры по минимизации своего участия в соответствующем риске в рамках возможностей, предоставляемых законами и иными нормативными актами.
[14] Положения данного пункта вступают в силу после принятия всех необходимых для его реализации внутренних нормативных документов («Методика расчета EVA» и, при необходимости, связанные документы), которые будут являться частью Кодекса по управлению рисками.