Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 71 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № 41 «О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях», Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2010 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года), «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2010 года», утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года; Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова».
I. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Административный штраф – административное наказание, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (части 1, 5 статьи 3.5 КоАП РФ).
Субъект административного правонарушения – лицо, совершившее административное правонарушение.
Физическое лицо – лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 2.4 КоАП РФ).
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (часть 1 статьи 27.2 КоАП РФ).
Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (далее – дело), исполнения постановления по делу (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ).
II. Участие лица, совершившего административное правонарушение,
его законного представителя или защитника в производстве по делу
2.1. Субъектом административного правонарушения является физическое, юридическое либо должностное лицо, совершившее административное правонарушение.
К физическим лицам – субъектам административной ответственности относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет; должностные лица; военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения административную ответственность на общих основаниях (статья 2.5 КоАП РФ); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается в соответствии с нормами международного права (часть 3 статьи 2.6 КоАП РФ).
2.2. Физические лица в производстве по делу могут выступать как лично, так и через представителей.
2.3. С учетом положений статьи 25.5 КоАП РФ юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу, может оказывать защитник, в качестве которого в производство по делу допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, в том числе общего характера, на участие в административных делах, заверенной нотариально (или иным приравненным способом), выданной физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу. Требования к оформлению доверенности содержатся в статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует учитывать, что лица, оказывающие юридическую помощь лицам, в отношении которых ведется производство по делу, вправе в силу закона пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. В связи с этим специальные полномочия, например, на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, обжалование и т.д., могут в доверенности не оговариваться.
2.4. Наряду с лицами, указанными в пункте 2.3 настоящих Методических рекомендаций, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц (лиц в возрасте от 16 до 18 лет) могут осуществлять их законные представители. Законными представителями несовершеннолетнего лица признаются его родители, усыновители, опекуны или попечители (статья 25.3 КоАП РФ). Их полномочия удостоверяются соответственно свидетельством о рождении, усыновлении, а также удостоверением опекуна, попечителя, выданным органом опеки и попечительства.
2.5. Законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая представляет собой сведения о любом юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации, и формируется с помощью Интернет-ресурса посредством обращения к серверу Единого Государственного Реестра Юридических Лиц.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим следует учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности (в том числе руководитель его филиала или подразделения, юрист организации и т.п.), законным представителем юридического лица не является.
При этом следует учитывать, что права, принадлежащие законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица (Постановление Пленума ВАС РФ от 10 ноября 2011 года № 71 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях…», пункт «з»).
2.6. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо.
Вместе с тем должностные лица в производстве по делу выступают как лично, так и через представителей.
2.7. Копии предусмотренных настоящим разделом документов, подтверждающих полномочия представителей физических или юридических лиц (должностных лиц), приобщаются к материалам дела.
2.8. Не могут выступать в качестве представителей физических и юридических лиц (должностных лиц) в производстве по делам сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (часть 1 статьи 25.12 КоАП РФ).
III. Меры обеспечения производства по делу
3.1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять к нарушителю доставление и административное задержание.
3.2. Доставление представляет собой передвижение правонарушителя принудительного свойства, применяемое для составления протокола при невозможности его составления на месте. Доставление также может способствовать достижению и других целей, например, пресечению административного правонарушения, установлению личности правонарушителя и др.
3.3. Административное задержание заключается в кратковременном (до трех часов) лишении свободы физического лица (правонарушителя) в целях правильного и своевременного рассмотрения дела.
IV. Порядок и сроки рассмотрения дела
4.1. Порядок рассмотрения дел определен в статье 29.7 КоАП РФ, является единым для всех должностных лиц и органов, уполномоченных рассматривать дела.
4.2. При подготовке к рассмотрению дела в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, а также разрешения его в соответствии с законом проверяются правильность составления протокола, достаточность материалов для рассмотрения дела по существу, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, перечисленные в статье 24.5 КоАП РФ:
— отсутствие события административного правонарушения;
— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
— действия лица в состоянии крайней необходимости;
— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
— отмена закона, установившего административную ответственность;
— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела, а также о вызове лиц, участвующих в деле.
4.3. Административная комиссия при получении протокола и других материалов рассматривает дело в 15-дневный срок.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение.
4.4. При подготовке к рассмотрению дел административной комиссии необходимо выяснить, было ли лицу, участвующему в деле, сообщено о составлении протокола, о месте, дате, времени рассмотрения дела, уведомило ли данное лицо о невозможности прибытия на рассмотрение дела, являются ли причины неявки уважительными.
4.5. При решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело, либо его законного представителя о составлении протокола, необходимо учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Вместе с тем лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, не могут считаться не извещенными (пункт 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
При принятии решения о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц рекомендуется исходить из требований КоАП РФ о возможности полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела.
В случае если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, чье отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела, выносится определение об отложении рассмотрения дела и принятии мер по их явке, т.е. повторно по месту нахождения неявившихся лиц направляются повестки или иные уведомления о другом времени рассмотрения дела или выносится определение о приводе (статья 27.15 КоАП РФ).
Определение о приводе должно содержать сведения: о лице, в отношении которого принято решение о приводе, месте доставления данного лица, к какому времени обеспечить явку и кому поручается исполнение привода.
4.6. При продолжении рассмотрения дела:
— объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению;
— устанавливается факт явки привлекаемого физического лица, должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
— проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
— разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации;
— рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
— выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае поступления заявления о самоотводе; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
— выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
— оглашается протокол;
— заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу;
— исследуются иные доказательства.
4.7. По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания (далее – постановление) или о прекращении производства по делу.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ).
4.8. По результатам рассмотрения дела административной комиссией может быть принято решение о вынесении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ лицо, в отношении которого вынесено соответствующее представление, обязано его рассмотреть и в течение месяца со дня получения такого представления сообщить о принятых мерах административной комиссии.
В случае непринятия лицом, привлеченным к административной ответственности, по представлению административной комиссии, рассмотревшей дело, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, данное лицо привлекается к административной ответственности по статье 19.6 КоАП РФ.
V. Постановление по делу
5.1. Общие требования к постановлению содержатся в статье 29.10 КоАП РФ.
5.2. В описательной части постановления излагаются конкретные деяния, содержащие признаки административного правонарушения.
Далее приводится содержание доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении административного правонарушения.
5.3. В постановлении необходимо мотивировать выводы относительно квалификации административного правонарушения по той или иной статье Кодекса Омской области об административных правонарушениях, при наличии – ее пунктов.
В мотивировочной части постановления также указываются мотивы, по которым административная комиссия пришла к выводу о назначении конкретного наказания.
По правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу административная комиссия, рассматривающая дело, осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Вместе с тем право представлять доказательства дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу. Доказательства оцениваются по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Данные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, отражаются в постановлении по делу.
Кроме того, административной комиссии при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания рекомендуется учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в переделах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица, индивидуального предпринимателя, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 – 4.5 КоАП РФ).
5.4. Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:
— наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;
— объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;
— прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
5.5. Постановление подписывается председательствующим в заседании административной комиссии и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (статья 29.10 КоАП РФ); лицам, участвующим при рассмотрении дела, разъясняется порядок обжалования постановления. Кроме того, при назначении наказания в виде административного штрафа разъясняются порядок и срок уплаты штрафа.
Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
5.6. В постановлении указывается информация о получателе штрафа в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24 ноября 2004 года № 106н (Постановление Пленума ВАС РФ от 10 ноября 2011 года № 71 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях. «).
5.7. Частью 1 статьи 30.3 и статьей 31.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
В случае возврата конверта по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления, датой вступления в законную силу постановления по делу будет являться дата поступления копии постановления в административную комиссию, указанная на возвращенном почтовом извещении (пункт 19 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2010 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года).
VI. Малозначительность административных правонарушений
6.1. Согласно позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, административная комиссия на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
VII. Порядок и сроки обжалования постановления по делу
7.1. Главой 30 КоАП РФ установлен порядок пересмотра (оспаривания) постановлений по делам.
КоАП РФ устанавливает возможность обжалования постановлений по делам как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке.
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП РФ: лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям физического лица, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющегося потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц.
7.2. В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
При исчислении сроков на обжалование постановления по делу следует руководствоваться положениями статьи 4.8 КоАП РФ.
При исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ) следует руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (Постановление Пленума ВАС РФ от 10 ноября 2011 года № 71 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях. »).
VIII. Истечение срока давности привлечения
к административной ответственности
8.1. Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Так, постановление по делу не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
8.2. В случае если при рассмотрении жалобы на постановление по делу выявлено, что оно вынесено за пределами срока для привлечения к административной ответственности, такое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
Вместе с тем истечение срока для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы не влечет отмены постановления по делу в связи с истечением сроков. Жалоба в данном случае подлежит рассмотрению, и по ней должно быть принято решение.
В случае если жалоба на постановление по делу удовлетворена и это постановление отменено, при условии истечения сроков для привлечения к административной ответственности на момент принятия решения по жалобе, одновременно с отменой постановления подлежит прекращению и производство по делу в связи с истечением срока для привлечения к административной ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова»).
IX. Исчисление процессуальных сроков.
9.1. Порядок исчисления процессуальных сроков регламентируется статьей 4.8 КоАП РФ:
1. Сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
2. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
3. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
4. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Порядок исчисления срока вступления в законную силу постановления по делу установлен статьей 31.1 КоАП РФ, согласно пункту 1 части 1 которой постановление вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, то есть через 10 дней. Вместе с тем, если последний 10-ый день срока выпадает на нерабочий день, то в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ он переносится на первый рабочий день.
Пример. Административное правонарушение совершено 22 августа 2013 года, срок для привлечения лица к административной ответственности истекает 22 октября 2013 года, поскольку двухмесячный срок исковой давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истекает в соответствующее число последнего месяца. В случае выпадения 22 октября на субботу (воскресенье), последний день срока переносится на первый рабочий – 24 октября, таким образом постановление вступит в силу 25 октября 2013 года.
IX. Производство по делам об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания»
9.1. Объектом правонарушения, рассматриваемым в данной статье, являются общественные отношения, связанные с уклонением виновного лица от исполнения обязанности по уплате административного штрафа в срок не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о его наложении либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения такого постановления (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ).
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается только в бездействии правонарушителя, не предпринявшего мер к уплате административного штрафа.
Кроме того, пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.
В случае добровольной уплаты административного штрафа виновным лицом по истечении шестидесятидневного срока оно не освобождается от ответственности, установленной частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
При отсутствии документа об уплате административного штрафа по истечении шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу, на нем проставляется отметка о неуплате штрафа и оно направляется в течение трех суток на исполнение судебному приставу-исполнителю.