Право оперативного управления имуществом.
Право оперативного управления – это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.
В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления – это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.
Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.
Имущество казенного предприятия
Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта РФ — только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие — только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия его собственника и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды сделок и (или) их размер, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества казенного предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено действующим законодательством.
Казенное предприятие осуществляет деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено российским законодательством.
Казенное предприятие, взяв в аренду земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
- сдавать его в субаренду;
- передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам;
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Имущество общественного учреждения
Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления таким имуществом.
Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими другими законными способами имущества.
При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.
Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.
Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Имущество автономного учреждения
1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
2. В отсутствие согласия учредителя автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которые закреплены за ним учредителем либо приобретены автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на их приобретение.
Остальным имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение при этом составляет имущество, указанное в пункте 5 настоящего раздела.
Особо ценное движимое имущество
Для более полного и правильного восприятия законодателем дано определение понятия «особо ценное движимое имущество» – это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается Правительством РФ.
3. Решение об отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении такого имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.
4. Недвижимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением (приобретено за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества), а также особо ценное движимое имущество, которое находится у автономного учреждения, подлежит обособленному учету в установленном порядке.
5. С согласия своего учредителя автономное учреждение вправе вносить имущество, которое указано в пункте 4 настоящего раздела в уставный (складочный) капитал других юридических лиц либо иным образом передавать такое имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.
Исключение при этом составляют:
— объекты культурного наследия народов Российской Федерации;
— предметы и документы, которые входят в состав Музейного фонда и Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.
6. Земельный участок, который необходим автономному учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
7. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (при условии: такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Имущество частного учреждения
Частное учреждение не вправе отчуждать, а также другим способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Имущество бюджетного учреждения
Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение, а также недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством:
1. Крупную сделку бюджетное учреждение может совершить только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
При этом законодателем дается определение понятия «крупная сделка» — это сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование либо в залог при определенном условии.
Условие заключается в том, что цена такой сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если в уставе бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.
2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
3. В случае, когда заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является либо намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей (предполагаемой) сделки:
— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения до момента принятия решения о заключении сделки;
— и такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, только если такая деятельность предусмотрена его учредительными документами.
При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Имущество казенного учреждения
Казенное учреждение не вправе отчуждать или другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, которые были получены от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет российской бюджетной системы.
Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у юристов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.