Субъекты и стадии лицензионного производства
лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
Особенностью данного вида административного производства является множественность субъектов, правомочных осуществлять эту деятельность. Данное обстоятельство четко сформулировано в Законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который «регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона».
В организации лицензирования отдельных видов деятельности ключевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:
-утверждает положения о лицензировании конкретных видов
деятельности;
-определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
-устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно закону лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
-переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
-приостановление действия лицензий;
-аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных законом;
-ведение реестра лицензий;
-контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на
осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление
которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта
Российской Федерации, может осуществляться на территории иных
субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
В лицензионном производстве выделяют следующие стадии:
-сбор и анализ информации о лицензируемом объекте;
-надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение установленных требований и условий;
Ученые-административисты называют также факультативные стадии:
-аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
-переоформление, продление разрешений;
-применение мер принуждения за допущенные нарушения
правил и условий, прекращение действия правонаделительных актов.
Лицензионное производство – часть административно-управленческого процесса. Разрешительная деятельность – разновидность организующей, регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации. В ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах: стадии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, ответственность может наступить раньше, чем переоформление лицензии, либо надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, при этом аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.