Штрафы для поставщиков по 44‑ФЗ
Если поставщик поставил не тот товар или сделал это с опозданием, то заказчик должен взыскать с него неустойку. Как рассчитать пени и штрафы, какие неустойки указывать в закупках для малого бизнеса и аукционах с переходом через «0» — читайте в статье.
Чем отличаются пени и штрафы для поставщиков
В госзакупках при нарушении условий контракта, заказчик обязан потребовать с поставщика неустойку (п.6, ст.34, 44-ФЗ). При этом он может взыскать денежное наказание двух типов:
- Пени. Назначается, если поставщик исполнил контракт позже срока. Заказчик берет пени за каждый день просрочки.
Например, подрядчик обещал поставить товар через неделю, но отгрузил его только через месяц. В итоге поставщик должен заплатить пени, накапавшие за 21 день.
- Штраф. Назначается за ненадлежащее исполнение контракта: нарушение обязательств, несоответствие товара требуемым параметрам. Размер штрафа заказчик заранее прописывает в проекте контракта в порядке, определенном правительством РФ.
Например, заказчик указал в закупке и контракте, что ему нужна глянцевая керамическая плитка. А поставщик поставил матовую. Заказчик имеет право не принять такой товар и потребовать штраф.
Поставщик может избежать уплаты пени или штрафа, если докажет, что нарушил условия контракта из-за непреодолимых обстоятельств или по вине заказчика.
Как рассчитать неустойку для поставщика
Расчет пени
- Пени для поставщика рассчитываются согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ, как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки или:
Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х число дней просрочки
- Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
- Пени начинают начисляться на следующий календарный день после срока, установленного контрактом. Согласно письму Минфина России от 7 № 24-03-08/73293, нужно исключать дни приемки товара при расчете срока просрочки, если другого не указано в контракте.
- При расчете пени нужно использовать зафикисрованный законом размер ключевой ставки ЦБ РФ — 1/300. Изменять долю ставки нельзя, даже если обе стороны на это согласны (позиция арбитражного суда Центрального округа от 26.03.2015 по делу № А64-3838/2014).
Расчет штрафов
Штрафы для поставщика в госзакупках рассчитываются по постановлению Правительства РФ № 1042. Они зависят от цены, по которой был заключен контракт, или стоимости за этап контракта, но не от начальной максимальной цены.
- К поставщику можно одновременно применить и штраф, и пени. Например, если поставщик поставил ненадлежащий товар и опоздал по срокам. При этом в контракте должно быть прописано, что штраф и пени взыскиваются в разных случаях и не заменяют друг друга.
- Общая сумма неустойки, которую можно требовать с поставщика, не должна быть больше цены контракта. Это правило относится и к штрафам, и к пени.
Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
Для поставщиков, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социальным некоммерческим организациям (СОНКО), закон устанавливает меньший размер штрафа.
Если победитель закупки для СМП и СОНКО исполнил контракт некачественно, он должен оплатить штраф — 1% цены контракта или этапа, но не менее 1 тыс. рублей и не более 5 тыс. рублей.
При этом если поставщик из числа СМП или СОНКО победил в закупке, проведенной на общих основаниях, контракт заключается со штрафами для обычных поставщиков, пункт о штрафах для малого бизнеса не добавляется.
Также если в закупке для СМП или СОНКО принял участие только один участник и контракт заключают с единственным поставщиком, то в контракте прописываются изначальные штрафы для СМП и СОНКО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).
Штрафы для поставщиков за отдельные виды нарушений
За нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за то, что он опоздал с доставкой товара, превысил уровень бракованного товара, не предоставил товаросопроводительные документы.
Штрафы для таких ситуаций также устанавливает постановление Правительства РФ № 1042:
- 1 тыс. рублей, если цена контракта не больше 3 млн рублей;
- 5 тыс. рублей, если цена — 3-50 млн рублей;
- 10 тыс. рублей, если цена — 50-100 млн рублей;
- 100 тыс. рублей, если цена — больше 100 млн рублей.
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации (решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).
Штрафы при переходе через «0»
Иначе рассчитывается штраф для победителей аукциона с переходом цены через «0» — от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а не итоговой цены:
- 10 % от НМЦК, если НМЦК — не более 3 млн рублей;
- 5 % от НМЦК, если НМЦК — 3-50 млн рублей;
- 1 % от НМЦК, если НМЦК — 50-100 млн рублей.
Если цена контракта, заключенного в аукционе с переходом через «0», превышает НМЦК, то штраф рассчитывается, как и во всех остальных случаях, — в процентах от итоговой цены контракта.
При проведении аукциона заказчик не знает, перейдет ли цена контракта через «0». Поэтому в документацию аукциона всегда стоит включать положение о штрафе при переходе через «0», иначе ФАС может посчитать это нарушением (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).
Штраф за непривлечение субподрядчиков
Также поставщика оштрафуют за то, что он не привлек к исполнению контракта субподрядчиков СМП и СОНКО (если такое условие прописано в контракте). Штраф составит 5 % от суммы такого привлечения.
Штрафы в работах по капитальному строительству
Поставщиков, которые должны были выполнить без привлечения других подрядчиков работы по капитальному строительству, но выполнили их некачественно оштрафуют на 5 % от стоимость этих работ.
При составлении закупочной документации заказчик должен выбрать виды штрафов, соответствующие предмету и условиям закупки (п.4 ст.34 44-ФЗ). Если прописать в проекте контракта все виды штрафов и пояснить, что при направлении контракта победителю закупки из него исключат «лишние» штрафы, то это станет нарушением законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).
Например, заказчик готовит три закупки и для каждой прописывает разные штрафы:
- Конкурс на общих основаниях — в документации нужно прописать общие штрафы.
- Аукцион на общих основаниях и с обязательствами без стоимостного выражения — нужно прописать три вида штрафов: общие, при переходе через «0» и без стоимостного выражения
- Аукцион для СМП и с обязательствами без стоимостного выражения — заказчик также должен прописать три вида штрафов, но вместо общих штрафов указать штрафы для малого бизнеса.
Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2020 года
- один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
- объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
- НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
- требований 44-ФЗ;
- порядка предоставления документации конкурса или аукциона;
- порядка разъяснения положений документации;
- порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
- порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- требования к участникам закупки;
- требования к размеру обеспечения заявок на участие;
- требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
- требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
- вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам;
- рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
для запроса котировок и запроса предложений
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок | ||
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока: | ||
ч.1 ст. 7.31.1 | не более, чем на 3 рабочих дня | 5 000 ₽ — должностное лицо 30 000 ₽ — юрлицо |
ч.2 ст. 7.31.1 1 | более, чем на 3 рабочих дня | 15 000 ₽ — должностное лицо 90 000 ₽ — юрлицо |
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов | ||
ч.1 ст.7.32 | При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта. | должностное лицо — 1 % от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1 % от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
ч. 2 ст.7.32 | Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг. | должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения |
ч.3 ст.7.32 | Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения. | 50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.4 ст.7.32 | Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. | 20 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо |
ч.5 ст.7.32 | Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения |
ч.6 ст. 7.32 | Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта | 50 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо |
ч.7 ст.7.32 | Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность. | должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽ |
ч.8 ст.7.32 | Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации. | 20 000 ₽ — должностное лицо |
ч.9 ст.7.32 | Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. | 20 000 ₽ — должностное лицо |
ч.10 ст. 7.32 | Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. | 20 000-50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.1 ст.7.32.5 | Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса | 30 000 — 50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.2 ст.7.32.5 | Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП | дисквалификация от 1 до 2 лет — должностное лицо |
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП) | ||
ч.1 ст.7.31 | В РНП включена заведомо недостоверная информация | 50 000 ₽ — должностное лицо |
ч.2 ст.7.31 | Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов. |
20 000 ₽ — должностное лицо |
Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения | ||
ч. 11 ст. 9.16 | Проведение закупки, которая не соответствует требованиям энергетической эффективности | 30 000 ₽ — должностное лицо 100 000 ₽ — юрлицо |
Закупки у СМП | ||
ч.11 ст.7.30 | Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ (не менее 15 % от годового объема закупок). Время совершения правонарушения — окончание календарного года. | 50 000 ₽ — должностное лицо |
Невыполнение в срок законного предписания | ||
ч.7 ст.19.5 | Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок | Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или член комиссии — 50 000 ₽ Юрлицо — 500 000 ₽ |
Нарушения при предоставлении информации в ФАС | ||
ч.1 ст.19.7.2 | Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация. | 15 000 ₽ — должностное лицо 100 000 ₽ — юрлицо |
Ищите нужные вам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных площадках и анализируйте их с помощью онлайн-сервиса Контур.Закупки.