Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть
Группа создана для того,чтобы мы могли научиться друг у друга отстаивать свои права в сфере ЖКХ.
Уважаемые подписчики нашей группы,количество постов ограничено и чтобы мы смогли вам всем качественно и обстоятельно ответить,просим вас писать свои проблемы в обсуждениях «Ваши вопросы,на которые мы постараемся ответить или дать совет» https://vk.com/topic-131591841_34482707.
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
Друзья, дорогие наши новые подписчики!
Мы дорожим тем, что вы подписались на наше сообщество, но среди новичков, не прочитавших наши правила,возникают ненужные вопросы. Во избежание непонятных инцидентов выкладываем наши правила прикреплённым постом.
Друзья,жестких правил нет,но,хотелось бы,чтобы вы:
1.Не писали нецензурщину!
2.Не ругались на обсуждениях тем в комментариях!
3.Обсуждали вопросы конструктивно и адекватно!
4.За оскорбления и переход на личности сначала предупреждение,в последующем БАН!
5.Были активны в комментариях,ведь только в спорах рождается истина.
6.Скорее девиз,чем правило-вместе мы сила!
7.Админы группы могут удалить любой комментарий, если он будет провокационный или оскорбительный.
8.За оскорбление оппонента или админов бан сразу! При повторном оскорблении бан навсегда!
9.По выходным и праздничным дням в группе кино! Админы тоже люди и выходные для семьи.
Согласен, Напомните Из каких столиц вы будете ?! И имейте в виду, что в провинциях одно, а в столицах другое, порядки, правила и понятия, — и даже менталитет людей. У нас почти все всего боятся, даже собственной тени. Координатор Ассоциации председателей Советов домов г Димитровграда Ульяновской обл.
Лидия Семенистая
Лиза, зато какой опыт обретёте по политкорректным высказываниям. Говорить гадости в приемлемой форме -это талант.
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
СОВЕТСКИЙ ЭКРАН
— КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ПОПКОВА (19.09.1941 — 29.05.2007) (Пост №2 из 2-х) —
«ГРАФИНЯ ДЕ МОНСОРО» (1997)
Режиссёр: Владимир Попков
В ролях: Александр Домогаров, Габриэлла Мариани, Юрий Беляев, Евгений Дворжецкий, Алексей Горбунов, Кирилл Козаков, Екатерина Васильева, Юрий Яковлев, Анна Дубровская, Лев Дуров, Дмитрий Марьянов, Борис Клюев, Борис Иванов, Игорь Ливанов, Дмитрий Певцов, Евгений Стычкин, Екатерина Стриженова, Владимир Долинский, Сергей Виноградов, Сергей Варчук
О фильме: Париж, 1578 год. Прошло шесть лет после событий страшной Варфоломеевской ночи. Король Карл IХ умер. Трон должен унаследовать герцог Анжуйский, поскольку его старший брат Генрих уже коронован в Польше. Этого не может допустить Екатерина Медичи. Она жаждет видеть государем Франции своего любимого сына Генриха де Валуа. Следуя воле матери, Генрих бежит из Польши, отказавшись от польского престола и становится королем Франции Генрихом III. Герцог Анжуйский потрясен коварством матери и продолжает рваться к власти.
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
СОВЕТСКИЙ ЭКРАН
19 сентября родился кинорежиссёр, сценарист, актёр, Заслуженный деятель искусств Украины — ВЛАДИМИР ПОПКОВ (19.09.1941 — 29.05.2007) (Пост №1 из 2-х)
Фильмы этого режиссёра более известны, чем он сам. У каждого из героев и актёров, игравших в его фильмах, были глаза полные страсти, азарта, подлинной любви, подлинной ненависти.
ВИДЕО: 1. «Сердца трёх» (1992); 2. «Год телёнка» (1986); 3. «Долгие дни, короткие недели. » (1980); 4. «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1978); 5. «Карусель» (1983); 6. «Узнай меня» (1979); 7. «Груз без маркировки» (1984); 8. «Нежность к ревущему зверю» (1982); 9. «Такая она, игра» (1976).
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
Что УО, управляющей домом с лифтами, учесть при организации АДС
Организации, которые управляют многоквартирными домами с лифтами, отвечают за надлежащее содержание подъёмников и обязаны обеспечить их аварийно-диспетчерское обслуживание. Читайте о том, что входит в обязанности диспетчеров АДС и что они должны знать, если УО управляет домом с лифтами.
Показать полностью.
УО должна организовать систему диспетчерского контроля за работой лифта
Основными для управляющих организаций документами, которые регулируют эксплуатацию лифтового оборудования в многоквартирных домах, являются:
1. Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила № 743).
2. Технический регламент Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов».
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
4. Профстандарт «Диспетчер аварийно-диспетчерской службы», утверждённый приказом Минтруда РФ от 18.03.2021 № 136н.
5. Постановление Госкомстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170).
Организация, в управлении которой находится многоквартирный дом, является владельцем установленного в нём лифтового оборудования (п. 3 Правил № 743). Она отвечает за содержание его в надлежащем состоянии и проведение своевременного ремонта. Для этого управляющая организация обязана заключить договор со специализированной организацией либо производить обслуживание оборудования своими силами (пп. «в» п. 4(1) ПП РФ № 1110, п. 16 Правил № 743).
Также УО должна организовать систему диспетчерского контроля за работой лифта и его круглосуточное аварийно-техническое обслуживание (п.п. 4, 18 Правил № 743). Система контроля представляет собой комплекс средств для дистанционного контроля за работой оборудования и его систем безопасности и обеспечения двусторонней переговорной связи оператора АДС с кабиной лифта.
УО обязана проводить аварийно-техническое обслуживание лифтов
В п. 18 Правил № 743 описаны требования к аварийно-техническому обслуживанию лифта их владельцами, в том числе управляющей домом организацией. Оно должно быть круглосуточным и обеспечить:
1. Приём заявок о неисправностях и аварийных ситуациях, их регистрацию, направление на исполнение специализированным организациям/бригадам УО и контроль за устранением неполадок и аварий.
2. Устранение неисправностей лифта и системы двусторонней переговорной связи диспетчера с кабиной.
При этом управляющая организация обязана обеспечить АДС необходимым количеством квалифицированного персонала, а также снабдить сотрудников запчастями, материалами, транспортом, средствами связи и оборудованием, необходимыми для выполнения аварийных работ (п. 19 Правил № 743)
Персонал аварийно-диспетчерской службы должен соответствовать профессиональным стандартам – требованиям, утверждённым приказом Минтруда РФ от 18.03.2021 № 136н к диспетчерам АДС.
Обслуживающая лифты компания не является владельцем лифтов и не отвечает за документацию на них
Суд первой инстанции, разбирая спор, основывал своё решение на следующих нормах законодательства:
1. Перечни технической документации, связанной с управлением многоквартирным домом, содержатся в п.п. 24, 26 ПП РФ № 491, п. 1.5.1 Правил № 170. В соответствии с п. 1.5.1 Правил № 170, в состав технической документации длительного хранения входят в том числе паспорта лифтового хозяйства.
2. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила № 743), владелец лифта – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта. В многоквартирном доме владельцем лифта является управляющее такие домом лицо.
3. В соответствии с пп. «и» п. 4 Правил № 743, организацию безопасного использования и содержания лифта обеспечивает его владелец, в том числе отвечает за сохранность документов на оборудование.
4. В п. 15 Правил № 743 установлено, что при смене владельца объекта новый обеспечивает наличие таких документов.
Суд сделал вывод о том, что именно управляющая организация является владельцем лифтового оборудования, следовательно, отвечает за сохранность технической документации на него. Правилами № 743 не предусмотрены порядок истребования документов у иных лиц или обязанность старого владельца передать какие-либо документы новому.
В соответствии с п. 1.5.1 Правил № 170, в состав технической документации многоквартирного дома входят паспорта лифтового хозяйства, передача которых происходит в порядке, установленном ПП РФ № 416: организация, ранее управлявшая МКД и получившая соответствующее уведомление, передаёт документы новой УО.
При этом из договора, который был заключён между собственниками и лифтовой компанией, не следует, что ей передавалась сопроводительная документация на оборудование и декларации о соответствии лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав, что у лифтовой компании нет обязанности передавать какую-либо документацию. Получить её УО должна была у своих предшественников, которые управляли домом, и только сама УО отвечает за её сохранность.
У лифтовой компании нет обязанности передавать УО документы на лифты МКД
Управляющая организация подала апелляционную жалобу, указав, что являясь владельцем лифта, она обязана обеспечить наличие и сохранность документов на лифт. Ответчик не оспаривает, что она у него есть, при этом он незаконно её удерживает: собственники помещений на ОСС наделили УО правом на получение такой документации у ответчика и на заключение нового договора по содержанию и ремонту лифтов.
Апелляционный суд повторил доводы, которые приводили его коллеги при первом рассмотрении дела, а также отметил, что собственники помещений в спорном МКД в конце 2018 года решили расторгнуть договор с лифтовой компанией, но на первом же ОСС 2019 года отменили такое решение, следовательно, договор с ответчиком был пролонгирован. Жалоба УО была отклонена.
Тогда компания обратилась в кассационный суд, настаивая, что решением общего собрания собственников пролонгация договора на содержание и ремонт лифтов с ответчиком прекращена, решено заключить договор с другой организацией. Ответчик же от расторжения договора отказался и по требованию УО документы не передал. При этом протокол ОСС в 2019 году является ничтожным в силу нарушения компетенции собрания. Решение ОСС, принятое в 2018 году о расторжении договора с ответчиком, в судебном порядке не оспорено.
Кассационный суд согласился с выводами предыдущих инстанций: закон не устанавливает обязанности организации, которая предоставляет услуги по содержанию и ремонту лифтов в многоквартирном доме, предоставлять по требованию УО техническую документацию на лифтовое оборудование.
Ответственным лицом за её хранение в настоящем случае является сама УО. Она приняла спорный дом в управление, управляла им до настоящего момента и ранее не предъявляла каких-либо требований относительно документов на лифты. Организация не лишена возможности восстановить данные документы другим путём. Жалоба УО снова была отклонена. Компания обратилась в ВС РФ, но он не нашёл оснований для пересмотра дела.
За документацию на лифты несёт ответственность действующая управляющая организация как их владелец
Дело № А82-5018/2019 в очередной раз доказало, что судебная практика планомерно возлагает на действующую управляющую организацию ответственность за техническую документацию на многоквартирный дом. При том, что в рассмотренном деле были спорные моменты: в момент, когда собственники помещений в 2006 году заключили договор с лифтовой компанией, способ управления домом ещё не был выбран, следовательно, владельцем лифтов, согласно п. 3 Правил № 743, являлся именно подрядчик, отвечавший за их содержание и обслуживание по договору.
Позиция судов основывалась на том, что специализированная организация не являлась владельцем лифтов, поэтому у неё нет обязанности хранить и передавать техническую документацию на лифты МКД. Организации, принимающие в управление дома с лифтами, должны учесть такой нюанс и подойти внимательно к вопросу приёмки документации на дом от предыдущей компании, ТСЖ или собственников при непосредственном управлении МКД.
Источник:
РосКвартал — Интернет-портал для УО, ТСЖ, РСО: https://roskvartal.ru/
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
Эксперт предложил создавать площадки для сбора отработанных батареек и лампочек
Для сбора строительных отходов, отработанных лампочек и батареек в России надо создавать отдельные площадки, эти предметы не должны попадать в обычные контейнеры для сбора бытового мусора. Об этом заявил заместитель генерального директора публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Показать полностью.
По словам эксперта, во многих территориях разных регионов страны в принципе недостаточное количество контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, это вызывает массовые жалобы населения. У муниципалитетов не хватает средств на создание и оборудование таких площадок, обратил внимание Макрушин. При этом на такие площадки зачастую сваливают ветки, листву и строительные отходы.
«Это вызывает массовые жалобы от региональных операторов по обращению с ТКО на то, что в контейнеры попадают те отходы, которые там не должны находиться», — отметил он, добавив, что в контейнеры также не должна выбрасываться электроника, батарейки, лампочки, лаки и краски.
Для этих видов отходов необходимо создавать отдельную систему сбора, как это организовано за рубежом, считает эксперт. Он обратил внимание, в ряде стран есть муниципальные площадки, на которые можно привезти все, что не должно попадать в контейнеры, в том числе крупногабаритные отходы и строительные материалы.
«Мне кажется, мы тоже должны идти по этому пути и создавать места для приема отходов, которые образуются у людей и которые не должны попадать в контейнеры», — заключил Макрушин.
Не прошло и сто лет))) гениально
Ну и че? Кто бы их туда понес.
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
Об ответственности УО за качество услуг, оказанных подрядчиками
Управляющая организация по договору управления несёт ответственность перед собственниками помещений за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в доме. Читайте о том, могут ли УО наказать за ошибки подрядных организаций и имеют ли право собственники отказаться от каких-то услуг УО в пользу других компаний.
Показать полностью.
УО сама выбирает подрядные компании для оказания услуг и проведения работ в доме
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, если собственники на ОСС выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, то выбранная УО в течение срока действия договора управления за плату обязана выполнять работы и оказывать услуги для надлежащего содержания и ремонта общего имущества в МКД.
При этом УО имеет право привлекать к этому подрядные организации, в том числе выбирать их на конкурсной основе, что позволяет проводить работы по содержанию и ремонту имущества собственников в МКД на выгодных для них условиях. Соответствующее право УО на заключение договоров с третьими лицами закреплено в пп. «д» п. 4 ПП РФ №416.
Следовательно, выбранная собственниками управляющая организация имеет право заключать договоры с контрагентами, например, для обслуживания лифтов и котельных, уборки подъездов и придомовой территории, обслуживания домофонов и др.
УО должны контролировать работу подрядных компаний Предположим, что в многоквартирном доме под управлением УО произошел разрыв труб или сломался лифт вследствие ненадлежащего содержания этих элементов, входящих в состав общего имущества дома.
При этом авария причинила ущерб имуществу собственников. Обслуживанием данной части общего имущества занималась подрядная организация по договору с УО, и произошедшее – вина работников именно сторонней компании.
Однако ответственность за качество оказания услуг и выполнение работ по договору управления перед собственниками несёт управляющая организация (ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, п. 42 ПП РФ № 491). Она не может ссылаться на причинение вреда имуществу из-за действий или бездействия третьих лиц. УО должна контролировать, как подрядчики проводят работы и оказывают услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 14 № 2300-1, вред, причинённый вследствие некачественно выполненных работ, подлежит возмещению исполнителем. Поскольку исполнителем услуг по договору управления является УО, то при причинении ущерба из-за оказания услуг ненадлежащего качества возмещать ущерб собственникам должна УО, а не подрядная организация (ст. 1064 ГК РФ). Данная позиция подкреплена обширной судебной практикой, например, по делу № 2-5141/17, № 2-1008/2017, № 33-2606/2016, № 33-5014/2016.
Следует учесть, что УО несёт ответственность не только за качество услуг и работ, которые оказывает/выполняет по договору подрядчик, но и за квалификацию таких компаний. Следовательно, заключая договоры с третьими лицами, УО обязана удостовериться, что подрядная организация обладает необходимыми сертификатами и лицензиями на конкретный вид работ, например, на обслуживание лифтов или газового оборудования.
УО не отвечает за работу компаний, договоры с которыми заключили собственники напрямую
Остановимся на ещё одном интересном вопросе, который может возникнуть при заключении договоров с обслуживающими компаниями: могут ли собственники передать часть работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома от управляющей организации напрямую подрядчикам.
В силу закона УО по договору управления отвечает перед собственниками за содержание всего общего имущества многоквартирного дома, независимо от того, упомянуты ли конкретные работы в договоре управления (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Однако при утверждении договора управления собственники на ОСС обязаны утвердить перечень работ и услуг, которые будет выполнять/оказывать управляющая организация, а также их стоимость (ч. 7 ст. 156, п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Следовательно, собственники имеют право определить по своему усмотрению виды и объём услуг, которые будут оказаны УО.
В соответствии с п. 12 ПП РФ № 491, собственники имеют право напрямую привлекать подрядные организации для оказания услуг/выполнения работ по ремонту и содержанию их общего имущества. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников, причём одновременно с утверждением договора управления с УО или внесением в него изменений.
Анализ статей ЖК РФ и ПП РФ № 491 позволяет сделать вывод, что по общему правилу все работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме должны выполнять УО.
Но собственники на ОСС могут исключить из состава общего имущества какие-то элементы, за содержание и ремонт которых отвечает управляющая организация. При этом они обязаны заключить соответствующий договор с компанией, которая будет оказывать такие услуги. В этом случае за качество оказания таких услуг и выполнение работ будет отвечать организация, с которой собственники напрямую заключили договор.
УО должна внимательно подходить к выбору подрядчиков и следить за их работой
Управляющая домом организация должна помнить, что по договору управления отвечает перед собственниками за состояние общего имущества их дома. Она имеет право на своё усмотрение выбирать подрядчиков для выполнения работ/оказания услуг по договорам.
Но при этом именно УО должна:
-удостовериться в соответствующей квалификации работников сторонней компании, наличии у них необходимых сертификатов и лицензий;
-контролировать качество и своевременность работ подрядных организаций.
В случае оказания услуг ненадлежащего качества, причинения ущерба имуществу собственников помещений в доме отвечать за это будет управляющая, а не сторонняя организация.
При этом жилищное законодательство РФ не запрещает собственникам отказаться от части услуг/работ по договору управления и передать их на исполнение другим компаниям, заключив с ними соответствующие договоры. Такое решение должно быть оформлено на ОСС в соответствии с ч.ч. 44-48 ЖК РФ.
РосКвартал — Интернет-портал для УО, ТСЖ, РСО: https://roskvartal.ru/
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
ВС планирует провести особую проверку практики по делам о самовольных постройках — Лебедев
Верховный суд РФ планирует провести особую проверку судебной практики по делам о самовольных постройках, а также намерен принять постановления Пленума о нюансах рассмотрения споров о компенсации морального вреда и вопросам,
Показать полностью. связанным с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сообщил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев на Совещании с делегатами Х Всероссийского съезда судей от судов ЮФО и СКФО.
По его словам, споры про ОСАГО по-прежнему относятся к числу наиболее сложных категорий дел: в первом полугодии этого года удовлетворено 35% апелляционных жалоб и 20% кассационных жалоб по этой категории разбирательств.
«Учитывая вопросы, возникающие в судебной практике, Пленум Верховного суда России в текущем году примет постановление о рассмотрении судами этой категории дел», — сказал Лебедев.
Он отметил, что ВС уделяет особое внимание законности и обоснованности судебных постановлений по делам о правах на недвижимое имущество, в том числе связанных с самовольным строительством.
Эти вопросы особенно актуальны для судов, которые работают на территории ЮФО и СКФО – в первом полугодии этого года они рассмотрели 36% от общего количества споров о правах на самовольные постройки, уточнил глава ВС.
«По этой категории дел судам следует с учетом правовых позиций Верховного суда России исключить признание права собственности на постройки, которые не соответствуют требованиям, установленным в пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
Уважаемые коллеги, обратите внимание на практику рассмотрения этих дел. Она нередко связана с грубым нарушением закона, на которое и стороны, и соответствующие органы власти не реагируют. Оставить это без внимания нельзя.
Видимо, по этому вопросу будет особая проверка и анализ этой судебной практики, но вы – в первую очередь, руководители апелляционных и кассационных инстанций, которые проверяют законность и обоснованность решений судов – должны особенно обратить на это внимание», — подчеркнул Лебедев.
Он напомнил, что суд должен проводить аналитическую работу, обобщать судебную практику, и делать соответствующие выводы из этого анализа и обобщения.
Разумный моральный вред
«В судебной практике по-прежнему возникают сложности при установлении судом разумного и справедливого размера компенсации морального вреда, поэтому в текущем году будет принято постановление Пленума Верховного суда о практике применения судами положений гражданского законодательства о компенсации морального вреда», — сообщил председатель ВС.
Лебедев добавил, что в этом году ВС внесет в Госдуму проект федерального закона, устанавливающий возможность одновременного предъявления требования о признании незаконным решения, действия или бездействия органа власти или должностного лица и требования о компенсации морального вреда, причиненного таким решением, действием или бездействием.
Председателю суда соедует обратить внимание и провести проверку судебных решений по от’ему частей общего имущества МКД орнанами власти и вынесения вердиктов ВС без запроса дела по данному вопросу, когда ОМСУ ссылается на документы, которые не содержат информации о возникновении у него права собственности(ранее ПЕРЕДАНЫЕ исполкомом. ).
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
В конце мая 2022 года Минстрой России в новом письме снова озвучил свою позицию по вопросу заключения прямых договоров в домах с ИТП. Делаем подборку писем ведомства по данной теме, а также приводим мнение Верховного суда России и законодателей, могут ли собственники перейти в таких домах на договоры с РСО.
Показать полностью.
В ЖК РФ нет механизма перехода дома с ИТП на прямые договоры, если им управляет компания или товарищество
Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры по коммунальным услугам с РСО.
Реализация данного права стала проблемой для жителей МКД, в которых для приготовления горячей воды используется внутридомовое оборудование – индивидуальные тепловые пункты (ИТП). В таких МКД ресурсоснабжающие организации поставляют в дом коммунальные ресурсы: холодную воду, или теплоноситель, и тепловую энергию для её подогрева (ч. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ, пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).
Подогрев производится уже на ИТП многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги по ГВС – с помощью поставленных в дом электроэнергии, газа или теплоэнергии (ст. 157.2 ЖК РФ). В таких домах обязательно должны действовать прямые договоры с РСО в трёх случаях:
— в доме способ управления не выбран или не реализован (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ);
-в доме выбран непосредственный способ управления (ст. 164 ЖК РФ);
-дом остался без управляющей организации, новая УО ещё не выбрана или не назначена по результатам открытого конкурса (п. 17 ПП РФ № 354).
В таких многоквартирных домах собственники заключают прямые договоры с РСО на коммунальный ресурс, который поставляет организация. Это соответствует положениям п. 54 ПП РФ № 354.
Но если собственники выбрали для дома управляющую организацию или создали ТСЖ или кооператив, то правомерность перехода на прямые договоры под вопросом. Ниже разбираем позицию органов власти и Верховного суда РФ.
Минстрой России: сначала запретил, а затем посчитал возможным заключать прямые договоры в домах с ИТП
Минстрой России выпустил три письма по вопросу заключения прямых договоров в домах, где коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывается с использованием ИТП. В них отражены две противоположные позиции.
Нельзя заключить. В письме от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 Минстрой РФ указал, что в домах с ИТП поставщик ресурсов – теплоносителя и ресурса для его подогрева – не оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Он только поставляет ресурс для её производства. Следовательно, в доме с ИТП заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на коммунальную услугу ГВС собственники не могут.
Возможно заключить. В письме от 04.02.2019 № 3080-ОО/06 ведомство указало, что собственники помещений в домах с ИТП могут заключить прямые договоры, но не напрямую на горячее водоснабжение. Чтобы подобному дому перейти на прямой договор водоснабжения и не получить отказ от РСО, на ОСС собственникам необходимо принять решение о заключении:
-договора о снабжении дома тепловой энергией для подогрева воды в целях ГВС;
— договора холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения.
Третье разъяснение появилось 31 мая 2022 года: Минстрой России в письме № 24513-МС/04 повторил свою позицию от 2019 года о том, что собственники помещений в доме с ИТП могут заключать прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией при нецентрализованной системе ГВС и централизованной поставке в дом ресурсов для приготовления горячей воды. Договор составляется отдельно по каждому компоненту с компанией, которая его поставляет.
Чтобы заключить прямые договоры в домах с ИТП, важно правильно сформулировать вопросы на ОСС и предмет таких договором
Подобную точку зрения выразила в 2018 году Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
Как отметила эксперт, согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, граждане свободны в реализации своих прав по заключению договоров. Ограничение жилищных прав граждан возможно только для защиты конституционного строя, а также нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 1 ЖК РФ). Заключение прямого договора не подпадает под перечисленные условия, то есть права жителей домов с ИТП в этой ситуации не могут быть ограничены.
Елена Шерешовец указала, что для заключения договоров с РСО нужно правильно сформулировать вопросы повестки дня для голосования на ОСС. Согласно ч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ, начало вопроса повестки дня должно выглядеть следующим образом:
«Принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме следующих договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями…».
Далее необходимо выбрать ту формулировку, которая подходит к системе ГВС и отопления конкретного многоквартирного дома при нецентрализованной системе и теплоснабжения и ГВС. Если для подогрева в доме используется электроэнергия, то в повестке дня следует использовать следующую формулировку:
«Принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме следующих договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями:
-…энергоснабжения, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по энергоснабжению и в целях производства тепловой энергии на отопление и подогрев воды в МКД.
— …холодного водоснабжения и водоотведения, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, и в целях производства тепловой энергии на отопление и подогрев воды в МКД, также в целях горячего водоснабжения в МКД и водоотведения».
Правильно оформленный протокол ОСС не является гарантией того, что ресурсоснабжающая организация сразу согласится перейти на прямые договоры. Но при этом у собственников появится шанс при отказе отстоять свою позицию в суде.
ВС РФ запретил переход домов с ИТП на прямые договоры: исполнитель услуг – всегда управляющее домом лицо
Другую позицию высказал Верховный суд России в деле № А17-8192/2019. Судья посчитал, что прямой договор на ГВС в домах с ИТП заключить невозможно. Поставщик ХВС не вправе быть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в доме с ИТП.
При отсутствии в доме централизованной системы ГВС исполнителем такой коммунальной услуги всегда является управляющая домом организация, ТСЖ или кооператив. Решение общего собрания собственников не может преодолеть императивные требования ЖК РФ.
Законодатели предлагают закрепить в ЖК РФ право собственников в домах с ИТП заключать прямые договоры
Точку в споре мнений пытаются поставить депутаты Госдумы России. Ещё в мае 2020 года они внесли на рассмотрение законопроект № 960730-7. Документом предлагается прописать в ст. 157.2 ЖК РФ специальные правила, регулирующие заключение прямых договоров в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и крышными котельными.
Авторы предложили дополнить ст. 157.2 ЖК РФ частью 7.2 и прописать в ней, что собственники помещений в домах с ИТП заключают с РСО договоры о поставке ресурсов на цели ГВС. В марте 2021 года документ был принят в первом рассмотрении, а с октября 2021 года находится на втором чтении.
На заметку
Мнения Минстроя России, эксперта и Верховного суда России о правомерности заключения прямых договоров в домах с ИТП разделились. Сегодня сложно сказать, насколько удачно пройдёт этот процесс в случае, если собственники помещений всё-таки примут такое решение на ОСС и обратятся с протоколом в РСО.
Поставщик ресурсов в зависимости от своих интересов займёт ту или иную позицию. Если УО и собственники с такой позицией не согласятся, то вправе будут оспорить решение РСО в суде. Но на чём будет основывать решение суд – на мнении Минстроя России или решении ВС РФ по конкретному делу – сказать сложно.
РосКвартал — Интернет-портал для УО, ТСЖ, РСО: https://roskvartal.ru/
Задолбали. Все сделано так, что бы люди ничего не понимали. Кто только не занимается проблемами ЖКХ. А в итоге никто. Что устроили с этими прямыми договорами. Председателей собрали, долго по мозгам ездили. Я спросила: А кто долги собирать будет? Ответ: Вы. Охренеть. Т е если кто то не заплатил, кооператив должен за них заплатить. А откуда деньги взять, с какой статьи? Это мошенничество, но расчетный счет закроют у ЖСК если не оплатят за должников.
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
Владимир Кузнецов: Мусор от кухни до контейнерной площадки иногда меняет 4-5 собственников, и никто не контролирует, что передаётся. Не говоря уже о том, что происходит дальше!
Новый проект борьбы с мусором – «Генеральная уборка» вместо «Чистой страны». Что даст смена названий? Станет ли от этого чище в нашей стране? Мнение гендиректора Центра экологических инициатив Владимира Кузнецова.
Видео по ссылке:
https://otr-online.ru/u/DcyFvBxZM
Школа ЖКХ или как не дать себя обмануть запись закреплена
Вопросы капремонта в НПА, законопроектах и инициативах 2022 года
Как принять ремонт, в каком размере выплатить аванс подрядчику и можно ли расширить перечень работ
В 2022 году на фоне непростой экономической ситуации законодатели приняли три НПА в сфере капитального ремонта многоквартирных домов:
1) 1 марта 2023 года вступит в силу Федеральный закон от 16.04.2022 № 100-ФЗ.
Показать полностью.
В действующей редакции ч. 2 ст. 190 ЖК РФ региональный оператор капремонта перечисляет подрядчику плату за проведённые работы на основании акта, который должны согласовать муниципалитет и представитель собственников помещений.
Согласно новому № 100-ФЗ, акт приёмки должен быть подписан органом местного самоуправления и представителем владельцев помещений в МКД. Изначально предлагалось ввести единый срок подписания акта приёмки работ – десять рабочих дней со дня его предоставления. Но в итоге законодатели разрешили субъектам РФ право самостоятельно определить этот срок, а также порядок подписания акта.
2) 6 мая 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 813.
Документ предоставил заказчику капремонта возможность увеличить размер аванса при заключении договора с подрядчиком:
— до 80% стоимости работ для закупки необходимых товаров;
-до 50% от цены работ и услуг по капремонту в иных целях.
В связи с увеличением стоимости стройматериалов по соглашению сторон можно поднять цену договора, но не более чем на 30%.
3) 26 мая 2022 года начало действовать постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 881.
Данным постановлением кабмин расширил перечень работ, которые можно проводить в рамках капремонта зданий. Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, это сделано для сокращения сроков работ, которые ранее были возможны только при реконструкции. Она требует оформления проектной документации и получения разрешительных документов.
В расширенный перечень работ для капремонта вошли:
-усиление тела фундамента;
-замена отдельных конструктивных элементов перекрытий;
-усиление балок, ферм, арок;
— перекладка ветхих участков кирпичной кладки.
Чем МКД отличается от таунхауса, как проводить капремонт домов-памятников и зачем нужно техобследование домов
В конце 2021 года на сайте президента России появился доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2020 год. В нём отдельный блок был посвящён вопросам организации капитального ремонта многоквартирных домов:
Вопрос 1 об уточнении понятия МКД. Законодатели приняли Федеральный закон от 30.12.2021 № 476-ФЗ, которым устранили неопределённость понятий «многоквартирный дом» и «дом блокированной застройки», или таунхаус. В последнем не формируется фонд капремонта. Закон вступил в силу 1 марта 2022 года.
Согласно новой ч. 6 ст. 15 ЖК РФ, многоквартирный дом – это здание, состоящее из двух и более квартир и общего имущества, с нежилыми помещениями и машино-местами, которые являются неотъемлемой конструктивной частью дома. В таунхаусах нет помещений общего пользования и общедомового имущества.
Вопрос 2 о капремонте домов-памятников. В законодательстве не прописан отдельный порядок ремонта МКД – объектов культурного наследия, в том числе софинансирования таких работ со стороны государства, региона или коммерческих компаний. Депутаты Госдумы РФ разработали проект федерального закона № 1180448-7 с изменениями в ЖК РФ и в № 73-ФЗ об объектах культурного наследия. В марте 2022 года документ принят в первом чтении.
Органы власти будут оказывать финансовую поддержку за счёт бюджетных средств в случае превышения размера предельной стоимости работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах – объектах культурного наследия. Ремонт получит статус работ по сохранению МКД как объекта культурного наследия в соответствии с № 73-ФЗ.
Вопрос 3 о техническом обследовании МКД. Депутаты Госдумы РФ решают эту проблему в региональных программах капремонта и краткосрочных планах их реализации. В мае экспертный совет думского Комитета по строительству и ЖКХ одобрил соответствующий законопроект.
Авторы документа предлагают ввести обязательное техническое обследование домов перед формированием графика работ по капитальному ремонту. Это позволит ремонтировать в первую очередь наиболее изношенные участки и системы, что увеличит срок службы жилья, а также эффективность капремонта и расходование средств фондов.
Как отмечают эксперты, это может привести к росту размера взноса за капремонт на 5%. Эксперт Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян подчеркнула, что такое обследование должно быть не визуальным, а инструментальным.
Когда в МКД не нужно устанавливать ОДПУ и как изменится процесс назначения субсидий на оплату капремонта
В 2022 году законодатели внесли в Госдуму России новые проекты НПА для изменения сферы проведения капремонта и его оплаты:
-В первом чтении уже принят законопроект № 21281-8 об установке приборов учёта в домах, подлежащих капремонту.
В тексте документа сказано, что счётчики можно не монтировать только в том случае, если МКД пройдёт капремонт в течение трёх лет с момента внесения его в региональную программу. К середине июня авторы должны представить поправки в законопроект.
— В середине мая в Госдуму РФ внесён законопроект № 122372-8 о получении гражданами компенсации по взносам за капремонт в автоматическом режиме.
Группа депутатов предлагает, чтобы органы власти самостоятельно запрашивали сведения в рамках межведомственного информационного взаимодействия для назначения гражданам такой компенсации. Сейчас получатели субсидий, в том числе пожилые люди, должны сами ходить в уполномоченные учреждения, собрав необходимые документы.
Как в рамках капремонта МКД проходит замена устаревших лифтов Законодатели также активно обсуждают вопрос замены в домах устаревших лифтов за счёт средств капитального ремонта. По данным Минстроя России, в 2022 году по всей стране планируется заменить 15 тысяч лифтов. Такое же количество новых подъёмников на месте устаревших появилось в домах в прошлом году. В целом в ближайшие три года в регионах России жители МКД должны капитально отремонтировать более 123 тысяч лифтов.
В конце мая 2022 года в Совете Федерации РФ прошло заседание по вопросу замены устаревших лифтов в МКД. Участники надеются, что ПП РФ № 813 об увеличении аванса подрядным организациям поможет избежать срыва сроков работ по капремонту и обеспечить их качество, в том числе при замене лифтов.
24 мая 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989, которым введён мораторий на приобретение на госзакупках иностранных лифтов. Но, как отмечают законодатели, в МКД, как правило, установлены подъемники отечественного производства, сделанные из отечественных комплектующих или с участием производителей из Белоруссии.
Регионы тем временем ищут способы для оплаты дорогостоящих работ по замене лифтов. В Вологде и Череповце в 2021 году в многоквартирных домах заменили 113 лифтов за счёт федеральных субсидий и сэкономленных на конкурсах средств. В Алтайском крае запустили пилотный проект по привлечению инвестиций в модернизацию лифтового хозяйства – факторинг.
В Коми за два года по программе капремонта заменили 477 из 684 устаревших лифтов, в том числе по договорам с рассрочкой на пять лет. Органы власти рекомендовали собственникам помещений, которые ещё не накопили достаточно средств для оплаты таких работ, установить размер взноса на капремонт выше минимального.
Когда жители домов, построенных поэтапно, начинают платить взносы в фонд капремонта
В законодательстве о капремонте есть ещё один нерешённый вопрос, который сейчас рассматривает Конституционный Суд России, – о начале уплаты взносов на капремонт в новостройках с блоками, введёнными в разные годы.
КС РФ проверяет конституционность ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ по требованию жителя многоквартирного дома в Смоленске. МКД состоит из двух частей, которые вводились в эксплуатацию в разное время: в 2011 году – первая, в 2014 – вторая. Однако в региональную программу капремонта многоквартирных домов весь дом вошёл как один объект. Все собственники начали платить взносы спустя три года после сдачи первой секции.
Заявитель указал, что владельцы квартир в таких домах должны платить за капремонт по истечении трёх лет с ввода в эксплуатацию секции, где помещения находятся. Иначе собственники из второго и последующих блоков дома ставятся в худшее положение по сравнению с соседями из первого блока. А это противоречит ст. 2, ч. 3 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ.