«Секрет фирмы»: почему вам нужны режим коммерческой тайны и NDA
Введение режима коммерческой тайны и заключение с контрагентами соглашения о неразглашении (NDA) помогут защитить коммерчески значимые сведения. Главное – сделать это правильно, иначе предъявить претензии в случае раскрытия конфиденциальной информации не получится
В digital-реалиях информация обладает колоссальной ценностью, а ее защита является обязанностью сотрудников компании, которые должны скрупулезно соблюдать duty of care. И все же коммерчески значимую информацию часто приходится раскрывать во время переговоров с контрагентами. О том, как ее защитить, и пойдет речь в статье.
Позаботьтесь о сохранении секретов заранее
Необходимость ознакомления контрагента с коммерчески значимой информацией и вероятность ее неправомерной передачи третьим лицам побудили законодателя в 2015 г. ввести в Гражданский кодекс РФ норму о преддоговорной ответственности. При этом акты международного частного права уже давно предусматривали обязанность конфиденциальности, например ст. 2.16 Принципов УНИДРУА. Но вернемся к отечественной действительности: согласно п. 4 ст. 434.1 ГК РФ при нарушении обязанности по нераскрытию и неиспользованию ненадлежащим образом конфиденциальной информации сторона обязана возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия такой информации. Эта норма направлена на борьбу с нарушениями постфактум. А чтобы с подобными нарушениями бороться не пришлось, их нужно предупреждать – эффективность превентивных мер оправдана практикой.
Введение режима коммерческой тайны
Что такое коммерческая тайна?
Под коммерческой тайной следует понимать особый режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или увеличить иную коммерческую выгоду. То есть коммерческая тайна есть не информация, а особый режим ее защиты. А вот сведения (производственные, технические, о результатах интеллектуальной деятельности, способах осуществления профессиональной деятельности), обладающие действительной и потенциальной коммерческой ценностью, представляют собой информацию, составляющую коммерческую тайну. Ее конститутивными признаками являются отсутствие свободного доступа к ней у третьих лиц и введение в отношении нее режима коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ)).
Как вводится режим коммерческой тайны?
Режим коммерческой тайны устанавливается путем принятия ряда мер (ст. 10 Закона № 98-ФЗ):
- определение перечня информации, которая составляет коммерческую тайну;
- установление порядка обращения с такой информацией и контроля за соблюдением этого порядка;
- разработка системы учета лиц, которым был предоставлен доступ к такого рода сведениям;
- договорное регулирование отношений по использованию информации;
- использование грифа «коммерческая тайна».
Если перечисленные меры не были приняты, режим коммерческой тайны считается неустановленным, а информация не подлежит защите (исключение составляют особые правовые ситуации, указанные в ст. 67.2, 434.1, 727, 771 ГК РФ). Это нивелирует допустимость предъявления претензий со стороны компании в случае нарушения коммерческой тайны.
Аналогичную позицию занимает Конституционный Суд РФ. В Постановлении от 26 октября 2017 г. № 25-П Суд указал, что осмотрительность и разумность обладателя информации влияют на допустимость или, наоборот, недопустимость применения санкции к лицу, который разгласил сведения о компании. По мнению Суда, лишь действия, совершенные вопреки принятым обладателем информации разумным мерам, могут рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства об информации. Возникновение прав у обладателя информации связано с моментом установления режима коммерческой тайны, который обусловлен принятием мер по охране конфиденциальной информации. В качестве таких мер Конституционный Суд называет те, что обозначены нами выше: определение перечня конфиденциальных сведений, ограничение доступа к ним и др.
Режим коммерческой тайны устанавливается путем принятия локальных нормативных актов. Однако издания приказа или распоряжения руководителя недостаточно. Следует учесть, что работодатель обязан под расписку ознакомить работника, имеющего доступ к конфиденциальной информации, с ее перечнем, режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за ее нарушение.
На какую информацию режим коммерческой тайны распространить не получится?
В ст. 5 Закона № 98-ФЗ названы виды информации, на которую режим коммерческой тайны не распространяется. В частности, сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда и об условиях труда режимом коммерческой тайны не защищаются.
Тем не менее иногда работодатели пытаются отнести к конфиденциальной информации данные о системе оплаты труда. К примеру, довольно тривиальными выглядят обстоятельства одного из дел, рассмотренных Санкт-Петербургским городским судом. Водитель автобуса, осуществлявший перевозки туристов, в беседе с коллегами из другой организации высказал недовольство трудовой обстановкой в компании, в том числе поделился с ними сведениями об оплате труда. После этого он был уволен в связи с разглашением охраняемой законом тайны. Суд такие действия работодателя растолковал как противозаконные и указал на недопустимость отнесения подобных сведений к информации, составляющую коммерческую тайну (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 июня 2017 г. № 33-13478/2017 по делу № 2-707/2017).