Энциклопедия решений. Реорганизация ООО в форме разделения
Разделением ООО признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам (п. 1 ст. 54 Закона об ООО).
Общий порядок реорганизации предусмотрен ст.ст. 57-60.2 ГК РФ, ст.ст. 51, 54 Закона об ООО, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).
1. Принятие решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания участников общества (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО) или единственного участника общества (ст. 39 Закона об ООО).
Решение о реорганизации должно быть принято единогласно (абз. второй п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Проведению общего собрания предшествует подготовка к его созыву. Порядок созыва общего собрания предусмотрен ст. 36 Закона об ООО.
Кроме решения о реорганизации общее собрание участников реорганизуемого ООО также должно принять решение о порядке и об условиях разделения ООО, о создании новых обществ и об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 59 Закона об ООО).
Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества (п. 3 ст. 54 Закона об ООО).
Передаточный акт, утверждаемый при реорганизации в форме разделения, представляет собой документ, определяющий перечень прав и обязанностей, который переходят от реорганизуемого ООО к юридическим лицам, создаваемым в результате реорганизации (п. 3 ст. 58 ГК РФ).
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого ООО, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (то есть, в период между датой составления передаточного акта и датой государственной регистрации юридического лица, к которому переходят права и обязанности реорганизованного ООО) (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт необходим при реорганизации в форме разделения в соответствии с изменениями в ГК РФ, вступившими в силе с 01.09.2014. Ранее требовался разделительный баланс. Закон об ООО по-прежнему предусматривает составление разделительного баланса при реорганизации ООО в форме разделения (п. 2 ст. 54 Закона об ООО). Однако с 01.09.2014 нормы Закона об ООО могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
При составлении передаточного акта необходимо учитывать положения Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.
2. В течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации ООО обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (разделение) с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа реорганизуемого общества или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого общества (пп. «а» п. 1.3. ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме N С-09-4 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@). Но Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.
С 1 января 2015 г. также отменена обязанность общества сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения*(1).
3. Реорганизуемое общество после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение. В нем указываются сведения о реорганизуемом обществе, о создаваемых в результате реорганизации обществах, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). При этом второе уведомление о реорганизации может опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).
4. В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
5. Для государственной регистрации создаваемых обществ в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемого общества представляются документы, предусмотренные ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, абзац третий п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Государственная регистрация может быть приостановлена сроком до 1 месяца для проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений (п. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
С момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 3 ст. 16 Закона N 129-ФЗ):
— реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной;
— юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.
В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
*(1) Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» была признана утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».