Реклама оружия и продукции военного назначения
Закон о рекламе предусматривает общий запрет рекламы оружия и продукции военного назначения, делая исключения для отдельных категорий данной продукции, реклама которых допускается с учетом ограничений, предусмотренных Законом о рекламе и иными федеральными законами.
В частности, Закон допускает рекламу продукции военного назначения в целях осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также рекламу служебного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, холодного оружия, гражданского оружия.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определяет понятие продукции военного назначения. Это вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством РФ в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах. В частности, к продукции военного назначения относится вооружение и военная техника, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, взрывчатые вещества и т. д.
Оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»). Указанный нормативный правовой акт предусматривает основания классификации оружия в зависимости от целей его использования, а также по основным параметрам и характеристикам. Оружие подразделяется: 1) на гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное (ст. 2 Федерального закона «Об оружии»).
Устанавливая требования к рекламе продукции военного назначения, служебного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, холодного оружия, гражданского оружия, Закон определяет как содержание такой рекламы, так и места ее возможного размещения.
Реклама оружия и реклама продукции военного назначения, распространяемая в соответствии с законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации, не должна:
- — прямо или косвенно раскрывать сведения, составляющие государственную тайну, в том числе сведения, относящиеся к технологии производства, способам боевого и иного применения этого оружия;
- — обращаться к несовершеннолетним;
- — использовать образы несовершеннолетних.
Что касается мест возможного размещения рекламы оружия и продукции военного назначения, то они зависят непосредственно от объекта рекламирования.
Реклама служебного оружия и патронов к нему допускается только в специализированных печатных изданиях для пользователей такого оружия, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.
Реклама боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, холодного оружия допускается в специализированных печатных изданиях, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.
Более либеральное регулирование характерно для рекламы гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия.
Реклама иных видов оружия, прямо не названных в ст. 26 Закона о рекламе, не допускается.
Реклама продукции военного назначения допускается только в целях осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Производство, размещение и распространение такой рекламы должны осуществляться в соответствии с законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве.