ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Понятие юридической службы, цели создания, основные задачи
Реализация конституционного положения о том, что Россия — демократическое федеративное правовое государство в полной мере зависит, прежде всего, от деятельности государственных органов, поскольку именно они являются одним из каналов, через который народ, согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.
В современных условиях общество и органы власти заинтересованы во всемерном внедрении правовых основ управления общественными отношениями и в последовательной демократизации процесса управления. Право, закон водят режимы регулирования и устанавливают порядок деятельности органов власти, должностных лиц, юридических и физических лиц. Правовой механизм является одним из существенных средств управления обществом, поскольку от своевременного и правильного решения юридических вопросов во многом зависит эффективность управленческой деятельности, в конечном итоге, благосостояние общества. Поэтому правовое обеспечение деятельности государственных органов существенно влияет на эффективность их функционирования.
Для целей правового обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, по решению этих органов создается специальная служба, наделенная особой компетенцией в этой сфере и входящая в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельного структурного подразделения. Традиционно такая служба именуется юридической службой.
Юридическая служба государственного органа — самостоятельное структурное подразделение, создаваемое в обязательном порядке в целях правового обеспечения деятельности государственного органа в соответствии с нормативами и критериями, определенными законодательством Российской Федерации .
Юридическая служба государственного органа может создаваться в форме юридического департамента, юридического управления (в том числе главного управления), юридического отдела, юридического бюро.
Цель создания юридической службы — правовое обеспечение деятельности соответствующего государственного органа. При этом под правовым обеспечением в данном случае следует понимать комплекс специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на регулирование организации и функционирования государственных органов.
Как юридическая категория термин «правовое обеспечение» тесно связан с такими категориями, как «правовая система», «правотворчество», «правовое регулирование»,
См. ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Далее по тексту настоящего издания — юридическая служба.
Обратим внимание, что правовое обеспечение деятельности судебной власти имеет некоторые особенности, подробнее об этом см. раздел 3.4 настоящего издания.
«правовые средства», «правоприменение», однако отличается от них синтетическим, интегральным характером и ориентацией непосредственно на практику — конкретный процесс функционирования соответствующего государственного органа.
В содержательном отношении правовое обеспечение включает в себя: правовые средства (юридические нормы, индивидуальные правовые предписания, правовые акты, правоотношения, субъективные права и обязанности и т.д.), правовую деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъективных прав и обязанностей и т.д.), правовое сознание (представление о правовых явлениях, их субъективный образ и т.д.), процесс формирования правосознания (юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление и т.д.) .
Главной задачей юридической службы, вытекающей непосредственно из цели ее создания, является осуществление правовой работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию государственного органа, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов.
К числу основных задач юридической службы относятся:
• содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности государственного органа и его должностных лиц;
• осуществление контроля за соответствием законодательству и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, проектов нормативных правовых и иных документов, разрабатываемых (принимаемых) государственным органом;
• непосредственное участие в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов в соответствии с компетенцией государственного органа;
• ведение систематизированного учета и хранения нормативных правовых актов, принятых (изданных) государственным органом;
• ведение в установленном порядке договорной работы;
• представление и защита интересов государственного органа в судах и других органах, организациях;
• ведение претензионно-исковой работы;
• осуществление информационно-правовой работы, в том числе правовое консультирование должностных лиц и структурных подразделений государственного органа по основным направлениям его деятельности;
• методическое руководство правовой работой территориальных органов и подведомственных организаций, входящих в систему государственного органа (при их наличии), в том числе координация работы структурных подразделений государственного органа в вопросах подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
В соответствии с целью и задачами определяются основные направления деятельности юридической службы, а также осуществляемые в связи с этим функции, права и обязанности. Подробнее об этом см. гл. 3 и 4 настоящего издания.