Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития, инвестиционно-налоговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайков Владимир Полиевктович, Ковеза Богдан Тарасович
В статье приводится анализ понятия финансовой безопасности с макроэкономической и микроэкономической точек зрения. Выделены признаки классификации и высказана точка зрения о перечне основных финансовых индикаторов. Показано, что в нынешних сложных макроэкономических финансовых условиях особую значимость приобретают налоговые и инвестиционные аспекты финансовой безопасности государства. Определено как одно из перспективных направлений исследования понятие личной финансовой безопасности . Предлагается методология исследования понятия финансовой безопасности , основанная на классификации этого понятия и ключевых финансовых индикаторах.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайков Владимир Полиевктович, Ковеза Богдан Тарасович
THE CONCEPT OF FINANCIAL SECURITY: CLASSIFICATION, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT, INVESTMENT-TAX ASPECT
The article analyzes the concept of financial security from the macroeconomic and microeconomic point of view. It highlights the signs of classification and express an opinion about the list of the main financial indicators. The author shows that in the current complicated macroeconomic financial conditions, the tax and investment aspects of the financial security of the state is becoming especially significant. The concept of personal financial security is defined as one of the promising areas of research. The paper proposes a methodology of research of the financial security concept, based on the classification of this concept and key financial indicators.
Текст научной работы на тему «Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития, инвестиционно-налоговый аспект»
Министром образования и науки РФ 22 января 2015 года N ДЛ-1/05вн — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420264612.
6. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-29042013-n-170n/
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2003 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов». — Режим доступа: http://base.garant.ru/70366852/#friends .
Зайков В.П., Ковеза Б. Т.
понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития, инвестиционно-налоговый аспект
Безопасность — это достаточно универсальное, комплексное и одновременно многозначное понятие, отражающее уровень, состояние защищенности субъекта от воздействия на него неблагоприятных факторов и риск возникновения таких воздействий. В широком плане его можно исследовать как характеристику защищенности человека (личности), общественных отношений, системы (политической, экономической, технической, природной), труда, предпринимательской деятельности (бизнеса) и т.д. (2). В узком смысле это понятие приобретает определенную специфичность, существенные отличительные признаки: безопасность эксплуатации электроустановок, кредитной сделки, жилища, продукта питания, окружающей среды и т.д.
В каждом конкретном значении понятия «безопасность» предметом его научного исследования могут быть риски, факторы (угрозы), последствия (ущерб), мероприятия (меры) по повышению уровня безопасности (защищенности), показатели (система показателей) безопасности. Обзор литературы показывает, что довольно часто безопасность рассматривается авторами в качестве объекта управления, в отношении которого применяются типовые управленческие процедуры (анализ, прогнозирование, планирование, контроль, организация и т.д.), и
обобщенно, принципами деятельности человека по управлению безопасностью, следует считать законность, системность, приоритетность предупредительных (профилактических) мер, взаимодействие органов власти с субъектами бизнеса, общественными организациями, гражданами.
Если рассматривать понятие безопасности более масштабно, как национальную безопасность, то к ее составляющим необходимо причислить государственную, общественную, техногенную, экологическую, экономическую, энергетическую, информационную, а также, безопасность личности, и очевидно, что в этих составляющих всегда присутствует финансовый аспект, который выделяется в самостоятельное направление исследования — финансовую безопасность
Понятие финансовой безопасности, возникшее в российской научной литературе около 20 лет назад, является развивающимся, многоаспектным и остается на сегодня предметом дискуссий. Недостаточная изученность этого понятия, разветвляющиеся перспективы его исследования, по нашему мнению, имеют место в отношении инвестиционной и налоговой составляющей финансовой безопасности.
2. Теоретические основы исследования
Понятие «финансовая безопасность» происходит от первичного по отношению к нему понятия «экономическая безопасность». Экономику («Национальная политическая энциклопедия», (7) можно обобщенно определить как совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта. Неотъемлемой частью, видом таких отношений являются финансы. В свою очередь, финансовые отношения связаны с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов (в зарубежном определении — «финансовый капитал» (4)), что сопровождается одно- или многосторонним движением денежных средств, практически, на любой стадии жизненного цикла производимого общественного продукта (10). Очевидно, что финансовые отношения должны быть безопасными, с определенной степенью гарантии обеспечивать формирование, движение, потребление совокупного общественного продукта.
Таким образом, можно прийти к следующей формулировке.
Финансовая безопасность — это создание и проявление таких финансовых условий, которые гарантированно обеспечивали бы производство, обмен, распределение и потребление совокупного общественного продукта, в целом, нормальное функционирование и развитие национальной экономики и системы управления ей.
С этих позиций, можно исследовать финансовую безопасность по виду совокупного общественного продукта, т.е., товара, работы, услуги.
Сформулированное таким образом определение можно уточнить на основе предлагаемой нами классификации (табл. 1), что также позволяет обозначить существующие подходы и направления развития этого понятия.
Таблица 1. Классификация финансовой безопасности (предложено автором)
Классификационный признак Деление финансовой безопасности на виды
По приоритетно выделенному субъекту финансовых отношений (1) — финансовая безопасность государства (страны); — финансовая безопасность корпоративных, предпринимательских структур; — финансовая безопасность личности.
По уровню национальной финансовой системы (2) — финансовая безопасность внешнеэкономической деятельности, международных сделок; — финансовая безопасность на уровне государственных и муниципальных финансов (централизованные финансы — федеральный, региональный, муниципальный уровни); — финансовая безопасность на уровне децентрализованных финансов (организации, их объединения, дочерние предприятия); — финансовая безопасность домашних хозяйств.
Гражданско-правовой признак (3), [3] — финансовая безопасность юридических лиц; — финансовая безопасность физических лиц.
Отраслевой признак, вид экономической деятельности, (4) — финансовая безопасность государственного (муниципального) управления; — финансовая безопасность в производстве промышленной продукции; — финансовая безопасность в энергетике; — финансовая безопасность финансового сектора экономики; — финансовая безопасность в сфере добычи полезных ископаемых и т.д.
По участникам финансового рынка (5) — банковская безопасность; — безопасность страховой деятельности; — безопасность профессиональных инвесторов; — безопасность рынка ценных бумаг; — валютная безопасность; — безопасность деятельности прочих финансовых посредников на финансовом рынке, в т.ч., фондовых бирж.
По составляющим general-менеджмента корпорации (предприятия) (6) — финансовая безопасность производства продукции; — безопасность финансирования и совершения финансовых сделок, выполнения финансовых обязательств, включая налоговые; — финансовая безопасность сбыта продукции, в т.ч., маркетинговых мероприятий.
Вид базовой деятельности организации (7) — финансовая безопасность операционной деятельности; — финансовая безопасность инвестиционной деятельности; — финансовая безопасность финансовой деятельности
По направлениям государственной финансовой политики (8) — бюджетная безопасность; — налоговая безопасность: — безопасность в области денежно-кредитного регулирования; — финансовая безопасность социальных отношений; — безопасность государственных инвестиций; — безопасность в таможенной сфере.
Классификационный признак Деление финансовой безопасности на виды
По укрупненному виду совокупного общественного продукта (9) — финансовая безопасность товара; — финансовая безопасность услуг; — финансовая безопасность работ.
Отметим, что наиболее часто используется авторами классификация (1) по (приоритетному) субъекту финансовых отношений, которая в дальнейшем корреспондируется с классификациями второго уровня (2-8). Так, финансовая безопасность государства, может быть уточнена по финансовому признаку (8) — виду, направлению проводимой государственной финансовой политики [5] и с этой точки зрения, этому виду безопасности можно дать такое определение.
Финансовая безопасность государства — это создание и проявление таких финансовых условий, которые обеспечивали бы нормальное функционирование и беспрепятственное, сбалансированное развитие национальной финансовой системы, адекватное протекание финансовых процессов в экономике и управлении страны.
Отметим, что практически нет ни одного аспекта национальной безопасности любой страны, который бы, прямо или косвенно не зависел от уровня обеспечения финансовой безопасности государства. Ее сущность состоит в способности государства:
— обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие и динамику основных макроэкономических параметров;
— нейтрализовать воздействие (на российскую экономику) мировых финансовых кризисов и международных санкций;
— предотвращать течку («бегство из страны») финансового капитала;
— привлекать и эффективно использовать иностранные инвестиции и заимствования;
— предотвращать преступления в финансовых правоотношениях, включая «отмывание» доходов, полученных незаконным путем.
Полагаем, что в нынешних, достаточно сложных макроэкономических финансовых условиях, особую значимость приобретают налоговые и инвестиционные аспекты финансовой безопасности государства, что требует определенного теоретического обоснования. Перед российским государством сегодня, как никогда остро, встает проблема поиска форм и методов государственного воздействия на инвестиционную деятельность предприятий и формирование необходимых инвестиционных ресурсов. Считаем, что в числе наиболее эффективных таких форм и методов, одновременно способствующих инвестиционной и налоговой безопасности, находится налоговое стимулирование, которое выражается:
— в использовании специальных налоговых режимов (взамен или параллельно с общим режимом);
— в уменьшении налоговых баз путем уточнения фактических доходов и расходов в соответствии с законодательно установленными;
— в изменении срока уплаты налога, осуществляемое в форме инвестиционного налогового кредита.
Нами установлено, что основным налогом по инвестиционной деятельности является налог на прибыль, НДС — имеет особенности при продаже основных средств (или предприятия как единого имущественного комплекса), а по налогу на имущество организаций — региональным законодательством могут предоставляться налоговые льготы. Эффективным инструментом повышения уровня финансовой безопасности может оказаться инвестиционный налоговый кредит, но, к сожалению, по законодательству, он имеет достаточно специфичные условия предоставления [6].
В управлении финансовой безопасностью государства и корпораций (предприятий) необходимо использовать ряд показателей — финансовых индикаторов. По нашему глубокому убеждению, они должны приоритетно относиться к качественным (относительным), а их основной перечень можно представить следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Основные показатели (финансовые индикаторы) в оценке финансовой безопасности
Показатели финансовой безопасности государства Показатели финансовой безопасности корпоративных структур
— отношение дефицита бюджета к совокупным бюджетным расходам; — уровень риска иностранных инвестиций; — доля кредитных учреждений с требуемой нормой достаточности капитала; — темп инфляции; — отношение совокупной величины государственного долга к совокупным бюджетным доходам; — отношение прожиточного минимума к средней (по стране, региону) заработной плате; — уровень налогового бремени (процент); — отношение оттока капитала из страны к валовому внутреннему продукту; — соотношение экспортных и импортных таможенных пошлин; — соотношение ставки рефинансирования со средней ставкой по депозитам (кредитам); — отношение совокупных социальных платежей и совокупного объема выплачиваемых пенсий. — коэффициент финансовой независимости; — коэффициент автономии; — соотношение заемного и собственного капитала; — соотношение мобильных и иммобилизованных активов; — коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования: — коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами; — показатели рентабельности; — доля акций первых 10 крупных акционеров; — показатели структуры акционерного капитала; — отношение кредиторской задолженности к валюте баланса; — отношение налоговых обязательств к величине заемного капитала; — относительный уровень налоговой нагрузки.
Вместе с тем, в дополнение к качественным показателям целесообразно использовать и количественные (абсолютные), имеющие непосредственное отношение к финансовой безопасности, но обязательно оцениваемые в динамике за ряд последних лет, периодов (величины бюджетного дефицита, внешнего и внутреннего долга, иностранных и внутренних инвестиций, совокупный соб-
ственный капитал и активы кредитных учреждений и т.д.).
В контексте обобщенной классификации финансовой безопасности, термин можно определить и как способность гражданина, личности противостоять нежелательным изменениям финансового характера, существенно определяющих личное финансовое положение и финансовое благополучие его семьи в фактических условиях правовой защищенности.
Личную финансовую безопасность можно рассматривать как способность:
— возвращать долг по банковскому кредиту с учетом возможности одностороннего изменения (банком) условий кредитной сделки;
— своевременно и в полном объеме производить налоговые, коммунальные и иные обязательные платежи;
— нести (в минимальном объеме) потребительские расходы в условиях инфляции;
— восполнить финансовые потери в личном доходе (снижение заработной платы, потеря работы);
— изыскать дополнительные финансовые ресурсы в случае наступления чрезвычайных обстоятельств (утрата имущества, случайное образование финансового долга);
— эффективно использовать средства, полученные по пенсионному и социальному страхованию:
— компенсировать вероятные потери от инвестирования и т.д.
3. Методология исследования
Методология исследования понятия финансовой безопасности предполагает следующую последовательность:
— выделение классификационного признака;
— исследование финансовых и правовых условий обеспечения финансовой безопасности;
— исследование показателей (финансовых индикаторов);
— вывод об уровне финансовой безопасности и намечаемых тенденциях;
— выработка направлений повышения финансовой безопасности и снижения риска.
4. Анализ результатов исследования
Результаты исследования и их анализ определяется конкретизацией приведенной выше методологии исследования. так, взяв за основу вид — финансовая безопасность государства, необходимо выделить в нем один-два (взаимосвязанных) подвида, например, инвестиционная и налоговая безопасность. Анализируя итоги реализации федеральной налоговой политики, нами установлено, что налоговые льготы для инвесторов в основном выражаются через амортизационную премию, пониженной ставки налога на прибыль, применения метода ускоренной амортизации (налоговые преференции в виде более раннего списания расходов), величины которых оцениваются через налоговые расходы бюджета. Например, в период с 2011-го по 2013-й год общая их сумма увеличилась с 1 491,5 до 1 930,5 млрд руб. или на 29,4%, из них. По налогу на прибыль, основные
льготы и преференции для инвестиционной деятельности составили около 30%, увеличившись с 498,4 до 690,0 млрд руб. или на 38,4%. Амортизационная премия и повышенные коэффициенты амортизации определили налоговые расходы в объеме 0,33% ВВП (216,6 млрд руб.), а льготы по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам — 0,25% ВВП (162,7 млрд руб.) [8]. Таким образом, в данном примере можно сделать вывод, что в анализируемом периоде финансовая безопасность государства снизилась (поскольку налоговые расходы бюджета увеличились), но следует ожидать в ближайшей перспективе рост бюджетных доходов по результатам инвестиционной деятельности предприятий и следовательно, повышения уровня финансовой безопасности государства.
Личная финансовая безопасность определяется с одной стороны, правовой защищенностью в финансовом аспекте (финансовые права гражданина, определяемые действующим законодательством), способностью реализовать конституционные права, а с другой — самыми разнообразными факторами субъективного характера (уровень личного достатка, состав семьи, материальные и духовые потребности, личные профессиональные качества, способность к саморазвитию и т.д.). В обеспечении личной финансовой безопасности также играет большую роль налоговый фактор.
Подводя итог сказанному, отметим следующее.
1. Теоретическое осмысление понятия «финансовая безопасность» происходит в различных направлениях, аспектах, практически затрагивает все стороны жизнедеятельности и состояния современного общества. Проблема финансовой безопасности имеет место на общенациональном уровне, уровне функционирования организаций, бизнеса и является неотъемлемой частью личной безопасности. Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности, который бы не зависел от финансовых факторов.
2. Видовая классификация финансовой безопасности предполагает использование достаточно широкого перечня критериев (признаков) разделения. Выбранный исследователем вариант классификации предполагает в дальнейшем направление решения проблемы обеспечения финансовой безопасности.
3. Финансовая безопасность является универсальным понятием, требующим комплексного подхода в ее управлении. Целевыми индикаторами в этом управлении преимущественно должны являться качественные показатели. Управление финансовой безопасностью государства должно происходить в рамках декларируемой государственной финансовой политики, а в корпоративных структурах — финансовой стратегии развития бизнеса и мероприятиях по организации исполнения управленческих решений. В этом смысле, финансовая безопасность может рассматриваться как комплекс мер, методов и средств по защите финансовых интересов субъекта финансовых отношений (государства, организации, личности).
Авторы данной статьи не претендуют на всеобъемлющее обобщение подходов в формулировании понятия и определении сущности финансовой безопас-
ности и выражают свою точку зрения по наиболее ключевым, теоретико-методологическим аспектам данной проблемы.
1. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность: Учеб. пособие для вузов / В.А. Богомолов. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2015. — 303 с
2. Википедия. Словарь терминов и понятий. Понятие «Безопасность». // Электронный ресурс — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (с изм. от 23.05.2016 № 146-ФЗ).- М.: Омега — Л, 2016. — 571 с.
4.Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: Теория, стратегия, организация: Учеб. пособие / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнева, А.В. Харсеева. — М.: Вузовская книга, 2012. — 340 с.
5.Зайков, В.П. О формировании понятия финансового менеджмента в государственном секторе / В.П. Зайков // Новые перспективны развития экономических наук: инновации и риски. Часть 2 (менеджмент, финансы, деньги и кредит) / XXII Международная научно-практическая конференция, 01.02.2014. — М.: Аналитический центр «Экономика и финансы», 2014. — 138 с.; С. 77-80.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 5.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).
7. Национальная политическая энциклопедия. Понятие «Экономика». Электронный ресурс // Режим доступа: http://politike.ru/termin/ekonomika.html.
8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Одобрены Правительством РФ 30.05.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.ib.ru/ law/622.
9. Экономическая безопасность России: общий курс: Учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2015.- 895 с.
10. Экономическая теория. Макроэкономика-1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций / под ред. Г.П. Журавлевой. — М.: ИТК «Дашков и К», 2014. — 920 с.