Подача электронного иска в районный суд — как это работает
Добрый день, коллеги! О планируемой с 1 января 2017 года возможности подачи заявления в суд в электронном виде, в том числе в виде электронного документа, на Регфоруме уже рассказывалось. Теперь я протестировал новый сервис и делюсь первыми впечатлениями.
До обращения в суд, как и в существующей процедуре с бумажными документами, необходимо подготовить само заявление, а также оплатить госпошлину. Также нужно подготовить электронные документы, которые будут загружаться.
Следующим шагом будет выбор суда, в который вы будете обращаться. Предполагается, что заявитель знает, что такое подведомственность и подсудность, поэтому дело сводится только к поиску официального сайта необходимого суда. Например, мы выбрали для проверки работоспособности сайт Центрального районного суда города Кемерово. Найти сайт суда можно, воспользовавшись данными этого же портала ГАС «Правосудие». Кстати, потом станет непонятно, зачем заходить с сайта определённого суда, но пока делаем так.
Как указано в Порядке подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, документы подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в Интернет. Но на момент данного написания данного обзора доступ к личному кабинету непосредственно с портала не был реализован, поэтому вход и осуществлялся через сайт конкретного суда.
Кнопка «Подача процессуальных документов в электронном виде» на сайте суда общей юрисдикции выделена другим цветом и потому довольно заметна. А вот при её нажатии происходит перенаправление на главную страницу подачи обращений портала ГАС «Правосудие». Это логично, потому что работает ГАС «Правосудие», а не какой-либо из сайтов судов. Кстати, после входа непосредственно с этой страницы при заполнении и отправке заявления нужно в любом случае выбрать суд, так что заходить в сервис можно сразу с неё.
Для подачи обращения необходима авторизация. Произвести её можно либо при помощи своих персональных данных в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), либо при помощи сертификата ключа усиленной квалифицированной электронной подписи. Поэтому до подачи документов нужно будет иметь или ЕСИА, или усиленную КЭП.
При авторизации важно поставить галочку в чек-боксе «Я ознакомился(ась) с «Пользовательским соглашением» и согласен(на) на обработку персональных данных». Если этого не сделать, кнопка «Войти» и «Пройти регистрацию в ЕСИА» останутся неактивными.
Следующим выбором будет выбор того, с чем вы собираетесь обратиться в суд. Доступны разделы «Административное исковое заявление», «Заявление по иным производствам», «Предоставление доступа к делу» и «Обращение в арбитражный суд».
В разделе «Обращение» вы можете подать заявление в суд, а также отслеживать движение поданных вами ранее обращений и получить результаты их рассмотрения. Можно выбрать «Перейти в раздел», а можно сразу подать новое обращение. А в разделе «Дела» вы можете получить доступ ко всей информации по судебным делам, участником которых вы являетесь.
Заполнение данных о заявителе или о представителе, если вы подаёте заявление от имени другого лица, происходит автоматически данными, имеющимися в ЕСИА и на Портале госуслуг. Остаётся проверить их актуальность.
При прикреплении заявления в разделе «Суть заявления» возможна загрузка только файлов формата pdf. Максимальный общий объем файлов — 30 Мб. А вот при прикреплении скан-образа доказательств уплаты госпошлины и Приложений к заявлению возможна загрузка также файлов формата rtf, doc, docx, xls, xlsx, odt с таким же ограничением по максимальному размеру файла.
По утверждённым требованиям наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: исковое заявление от 05122016_3л.pdf).
После того, как вы сформировали заявление и прикрепили необходимые файлы с документами, его можно отправлять в суд. До отправки внимательно перечитайте содержащиеся на появившейся странице данные о себе и о деле, с которым вы обращаетесь, а также проверьте вложения.
Обратите внимание на раздел «История обращений». В них будут храниться все ваши обращения, в том числе черновики не отправленных. При необходимости можно черновик удалить либо продолжить его заполнение и отправить в суд. Черновик нужно удалить в случае, если появилась необходимость подать заявление от другого лица, иначе данные о предыдущем заявителе будут автоматически «подтягиваться» в форму, из которой их другим путём не удалишь.
В итоге я пришёл к выводу, что всё уже работает. Тем, кто имеет опыт работы с системой «Мой арбитр» освоиться будет значительно легче. Однако, как и предполагал раньше, я не считаю, что новый сервис одномоментно сделает ненужными услуги юристов, которыми граждане традиционно пользуются при необходимости обратиться в суд. Например, не так-то просто не специалисту определить подсудность, категорию дела, не говоря о составлении самого заявления и подборе приложений. А шаг с названием «Суть заявления» ставит в тупик и юриста.
Анонсированную возможность подать заявление путём заполнения формы я пока не нашёл, поэтому как она работает, проверить не смог.