Новые правила для кадровика с 1 сентября 2022 года
Изменения касаются обучения и проверки знаний по охране труда, расследования несчастных случаев на производстве, расчета квот для инвалидов и др. Об этих и других важных новшествах читайте в нашем обзоре.
Обучение по охране труда и проверка знаний
Появились новые правила обучения и проверки знаний, которые нужно применять в ближайшие 4 года. Это не значит, что всех предстоит переучивать и перепроверять. Удостоверения о проверке знаний и протоколы, которые выданы до сентября, действуют до окончания их срока.
Роструд отметил, что во внеочередной проверке знаний нет необходимости. Минтруд указал: работодатель сам решает, нужна ли такая проверка. Она может потребоваться, если изменения касаются обязанностей работника.
Новые правила устанавливают, как проводить обучение по охране труда, инструктажи и стажировки, как учить оказывать первую помощь и применять СИЗ. Последние 3 вида обучения регламентировали подробнее, чем прежде, их выделили в специальные разделы.
Изменили некоторые сроки. Внеплановый инструктаж нужно проводить, если перерыв в работе длится более 60 дней. Таким образом, для работ с вредными и опасными условиями срок увеличили в 2 раза.
На обучение оказанию первой помощи (при приеме на работу) отвели не более 60 дней вместо месяца.
Конкретизировали ситуации, когда сотрудника переводят на другую должность либо меняют его рабочее место или подразделение. В таких случаях повторное обучение по охране труда не нужно, если условия труда и источники опасности остаются прежние. Минтруд разъяснил, что правило можно применять и к офисным сотрудникам.
Обучение по охране труда и проверку знаний проводят с отрывом от работы. Допускают дистанционное обучение, а также ведение электронного протокола проверки.
Удостоверение о проверке знаний нужно выдавать в случаях, если это установлено в НПА. В остальных ситуациях работодатель может оформить документ по своей инициативе.
Расследование несчастных случаев на производстве
Учтите новое положение, которое регулирует особенности расследования несчастных случаев в отдельных отраслях и организациях. Кроме того, применяйте новые формы документов и классификаторы.
Несчастному случаю нужно присваивать коды с учетом:
-
(например, падение, удар током, воздействие вредных веществ); (применение неисправного оборудования, несовершенство технологического процесса и пр.).
Дополнительные классификаторы позволяют обозначить кодами категорию несчастного случая, время происшествия, пол, возраст, стаж пострадавшего и др.
По новому положению при необходимости часть расследования можно провести дистанционно, в том числе с помощью видеосвязи. Например, опросить очевидцев несчастного случая, получить объяснения пострадавшего. При этом после нужно заполнить все требуемые формы документов.
Расчет квоты для инвалидов
Начинают действовать правила, по которым работодатели должны выполнять квоты для трудоустройства инвалидов. Напомним, квоты устанавливают субъекты РФ. Роструд отметил: обычно квотирование касается организаций, где более 100 работников, но в некоторых регионах — от 35.
Квоту нужно рассчитывать ежегодно до 1 февраля. При этом следует исходить из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
Может понадобиться перерасчет. В частности, если численность персонала в прошедшем месяце уменьшилась, то со следующего работодатель должен пересчитать квоту.
Выдача молока
Обновили нормы и условия бесплатной выдачи вредникам молока или других равноценных продуктов. Их нужно начать выдавать не позднее следующего дня после того, как сведения о спецоценке внесут в госсистему.
Молоко больше нельзя заменять на сыр и творог.
Взаимодействие с Госуслугами
Для работодателей, которые перешли на электронный кадровый документооборот, вводят правила взаимодействия их информсистем с Госуслугами. Роструд подчеркнул, что обеспечить такое взаимодействие необходимо.
Сотрудники через свой личный кабинет на портале могут получать документы от работодателей, подавать заявления, уведомления, сообщения. Взаимодействие систем позволяет подписывать, размещать и хранить электронные документы, фиксировать, что стороны их получили.