Консультация юриста онлайн
Нет результатов
Все результаты
Вторник, 28 марта, 2023
  • Главная
  • Вопросы юристу
  • Обратная связь
Консультация юриста онлайн
  • Главная
  • Вопросы юристу
  • Обратная связь
Нет результатов
Все результаты
Консультация юриста онлайн
Нет результатов
Все результаты
Главная Статьи

Можно ли оплатить налоги за третье лицо

Автор Консультация юриста
в Статьи
0
Поделиться в WhatsAppПоделиться в TelegramПоделиться в Vk

Как платить налоги за третьих лиц? (Баразненок Н.)

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако с недавних пор на законных основаниях можно заплатить налоги и за третьих лиц, а «чужие» взносы — с 1 января 2017 года. Разберемся, как должна быть оформлена платежка на уплату «чужих» налогов, и выясним, не опасно ли платить налоги за третьих лиц.

На практике нередко возникают ситуации, когда компания не может в срок заплатить налог. Причины на то могут быть различными. К примеру, у банка, в котором у организации открыт единственный «расчетник», отозвана лицензия на осуществление банковских операций. На открытие счета в другом банке и на поиск денег уйдет какое-то время. Предположим, что на этот период выпадает срок уплаты того или иного налога. Выходов из ситуации несколько.
Во-первых, можно подождать, пока ситуация с «расчетником» и поиском денег разрешится. Соответственно, стоит быть готовым к тому, что заплатить придется не только сумму налога, но и набежавшие пени, а также штрафные санкции.
Во-вторых, налог может заплатить директор компании или ее уполномоченный представитель наличными.
В-третьих, налог может заплатить контрагент организации, ее материнская компания и т.д.
Второй и третий варианты объединяет одно: налог уплачивается за третьих лиц. Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ, можно сказать, узаконил такую возможность.

Предыстория вопроса

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса (в ред. до 30 ноября 2016 г.) было закреплено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Но что следует понимать под словом «самостоятельно»?
С одной стороны, Конституционный Суд в определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал буквально следующее. Положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса (далее — Кодекс) в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик должен самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком.
С другой стороны, на практике уплата налога третьими лицами становилась целой проблемой. Как минимум требовалось доказать, что на уплату налога направлены именно собственные средства налогоплательщика. А что, если его собственные средства «заморожены» в банке? Выходит, что при таких обстоятельствах он просто вообще не сможет вовремя исполнить свою обязанность по уплате налога?

Налоговый исход

Очевидно, что при таком положении вещей в накладе остается не только сам налогоплательщик, но и бюджет, в который средства либо не поступают вовсе, либо поступают с запозданием. В связи с этим вполне логичным представляется решение законодателя дать возможность уплачивать налог за налогоплательщика третьими лицами. Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ дополнил пункт 1 статьи 45 Кодекса фразой: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога».
Таким образом, обозначенная проблема решена. Однако теперь осталось только правильно оформить платежное поручение, чтобы налог ушел в «нужном направлении» и обязанность по уплате налога налогоплательщиком, за которого налог был уплачен, считалась исполненной.

Внимание — на реквизиты

Правила заполнения платежных поручений на перечисление средств в виде налогов и взносов утверждены Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. На момент вступления в силу Закона N 401-ФЗ в части, касающейся открывшейся возможности уплачивать налоги за налогоплательщика третьими лицами, в Правила изменения внесены не были. Однако это вовсе не значит, что пока эта возможность остается лишь на бумаге.
В информационном сообщении ФНС разъяснено, что должны учесть третьи лица, перечисляющие налоги за налогоплательщиков.
Так, в полях платежного поручения «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» указываются реквизиты лица, чьи налоговые обязанности исполняются.
Обратите внимание! Если налог уплачивается за «физика», у которого нет ИНН, то в соответствующем поле ставится «0», но при этом обязательно должно быть заполнено поле «Код» — в нем нужно вписать уникальный идентификатор начисления (индекс документа). В любом случае в поле «КПП налогоплательщика» в этом случае ставится «0».
В поле «Плательщик» вписываются данные о лице, которое фактически уплачивает налог (взносы). А в графе «Назначение платежа» указываются ИНН и КПП (для физлиц — только ИНН) лица, производящего платеж, и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность перед бюджетом по уплате налога (взносов) исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак «//».
Обратите внимание на поле 101 «Статус плательщика». До внесения изменений в Правила в нем нужно указать статус того лица, за которое налог уплачивается:
— «01» — налог платится за юрлицо;
— «09» — за ИП;
— «10» — за нотариуса, занимающегося частной практикой;
— «11» — за адвоката, учредившего адвокатский кабинет;
— «12» — за главу крестьянского (фермерского) хозяйства;
— «13» — за физлицо;
— «14» — за налогоплательщика, производящего выплаты физлицам.
До внесения изменений в Правила следует четко следовать рекомендациям ФНС. Это необходимо для того, чтобы налоговики могли правильно идентифицировать плательщика и правильно «разносить» платежи в своих информационных базах.

На заметку

Между тем необходимо отметить, что Минфин уже подготовил проект изменений в Правила. И они несколько отличаются от рекомендованных ФНС. В частности, речь идет о порядке заполнения поля 101 «Статус плательщика». Предполагается, что в нем нужно будет указывать статус именно плательщика, а не лица, за которое уплачивается налог. С этой целью в Минфине предполагают ввести новые коды, определяющие статус плательщика («28» — законный или уполномоченный представитель налогоплательщика; «29» — иные юрлица; «30» — иные физлица). Кроме того, в поле «Назначение платежа» согласно минфиновскому проекту нужно было бы помимо всего прочего приводить реквизиты доверенности (номер и дату), если налоги и взносы уплачиваются уполномоченным представителем налогоплательщика. Однако это пока только проект — документ официально не утвержден.

Оборотная сторона медали

Конечно, в том, что законодатель дал право третьим лицам платить налоги и взносы за налогоплательщиков, есть много положительного. Как минимум теперь нет необходимости «гонять» средства, например от дружественной компании, дочернего или материнского предприятия и т.п., с тем, чтобы непременно самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Если компании регулярно будут платить налоги друг за друга, есть риск, что налоговики обнаружат в этом признаки взаимозависимости со всеми, что называется, вытекающими. Плюс ко всему необходимо учитывать, что на сегодняшний день это довольно новый способ исполнения обязанности по уплате налога и он еще не обкатан (даже в Правила заполнения платежек изменения еще не внесены). Так что велика вероятность, что налоги уйдут «не туда». Поэтому подобные платежи настоятельно рекомендуется отслеживать во избежание возникновения каких-либо недоразумений.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Recent News

Нормативный акт и нормативный правовой акт в чем разница

Нормативный акт и нормативный правовой акт в чем разница

22.03.2023
Консультация юриста онлайн

Нормативный акт и нормативно правовой акт разница

22.03.2023

Рубрики

  • Без рубрики
  • Вопросы юристу
  • Вопросы юристу
  • Госуслуги
  • Статьи

We bring you the best Premium WordPress Themes that perfect for news, magazine, personal blog, etc. Check our landing page for details.

© 2022 Консультация юриста: юридическая помощь онлайн

Нет результатов
Все результаты
  • Главная
  • Вопросы юристу
  • Обратная связь

© 2022 Консультация юриста: юридическая помощь онлайн