Акт сверки получил новый формат. Что нужно знать бухгалтеру
Рассказываем, зачем нужен акт сверки, кто его подписывает и для чего ФНС утвердила единый формат.
Что такое акт сверки
Это документ, в котором отражается результат исполнения обязательств между контрагентами в денежной форме.
То есть стороны сделки:
- указывают в нем все операции по движению товаров (услуг, работ) в хронологическом порядке за конкретный период или по конкретному договору;
- выводят сумму обязательств: кто, кому и сколько должен;
- подтверждают обязательства своей подписью.
Зачем нужен акт сверки
Акт подтверждает итоги расчетов по сделке. То есть с его помощью можно подтвердить отсутствие или наличие долга (постановление АС Московского округа от 31.01.2017 № Ф05-22327/2016).
Однако одного акта мало. Необходимо, чтобы у вас были первичные документы или иные косвенные доказательства.
Чем поможет акт сверки
1. Выявить ошибки в расчетах.
Например: контрагент считал, что ничего вам не должен. Но согласно акту сверки за ним числится задолженность.
2. Согласовать размер долга и устранить разногласия.
Например: одна из сторон не провела в учете один документ, поэтому суммы не бьются.
3. Подтвердить, что все обязательства выполнены.
Когда по акту сверки видно, что у сторон нет задолженностей друг перед другом.
4. Провести зачет взаимных требований (ст. 410 ГК).
5. Доказать, что сотрудники контрагента, полномочия которых ранее не были зафиксированы, действовали с одобрения руководства. Для этого акт должно подписать уполномоченное лицо.
Например: директор организации (п. 1 ст. 183 ГК, п. 123 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25).
6. Корректно рассчитать исковые требования.
7. Подтвердить признание долга должником, чтобы возобновить отсчет срока исковой давности (ст. 203, п. 2 ст. 206 ГК).
Хотите узнать больше о системе электронного документооборота Docrobot? Спросите экспертов ЭДО.
Кто вправе подписать акт сверки
Во-первых, подписать документ вправе первое лицо организации, которое может действовать без доверенности. Например: генеральный директор, президент, директор. Или лично индивидуальный предприниматель.
Во-вторых, работник компании или ИП (включая главного бухгалтера) — при наличии доверенности, которая подтверждает его полномочия на совершение данного действия.
Акт сверки — обязательный документ?
Акт сверки не является первичным документом бухучета. Законодательного требования по его обязательному составлению нет.
При этом контрагенты могут сделать его обязательным по собственной инициативе, если пропишут этот момент в договоре (п. 4 ст. 421 ГК).
Зачем нужен единый формат акта сверки?
ФНС утвердила формат акта сверки приказом от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@. Он был зарегистрирован в Минюсте 22.06.2022 и вступит в силу через 30 дней со дня регистрации.
Единый формат упростит работу налогоплательщиков. Компании и ИП смогут быстро формировать и обмениваться актами сверки. А ФНС легко распознает документ, переданный ей в электронной форме.
Таким образом, компании и ИП смогут направлять электронный акт по каналам ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, если ФНС пришлет запрос по п. 2 ст. 93 НК.
Если ваше предприятие уже применяет ЭДО, то акт сверки дополнит список официальных электронных документов. Если вы пока не оцифровали свой бизнес, рекомендуем задуматься о переходе на ЭДО.