Кто назначает на должность верховного судьи
Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых важнейшее место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.
Существующие на сегодняшний день критерии для отбора судей, свидетельствуют, что в данном направлении судебная реформа продвинулась недостаточно далеко. Законодательство содержит лишь формальные критерии, необходимые для занятия должности судьи, мало внимания уделяется и формированию кадрового состава помощников судей.
В настоящее время перед законодателем стоит задача, с одной стороны — унификации требований к кандидатам на должности судей и принятия федерального закона по данной проблеме, а с другой — конкретизации существующих требований к кандидатам.
Закон о статусе судей не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи.
Высшей квалификационной коллегией судей было дано разъяснение, в котором сказано, что степень «бакалавр юриспруденции» является недостаточной для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавра составляет не менее чем четыре года. Квалификация «бакалавр юриспруденции» дает гражданину право при поступлении на работу на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, однако не для назначения на должность судьи, для которой требуется квалификация «дипломированный специалист».
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Единый порядок назначения (избрания) судей и общие для всех квалификационные требования к возможности осуществления судебной деятельности.
Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Как только Совет Федерации определился с процедурой назначения судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Прописана процедура назначения на должность судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Председатель ВС РФ и его заместители назначаются на должность в том же порядке, что и судьи Конституционного Суда РФ.
Для судей Верховного Суда Российской Федерации предусмотрена отдельная процедура. Вопрос о назначении их на должность Совет Федерации рассматривает в 14-дневный срок со дня получения представления Президента РФ. Кандидатуры судей предварительно обсуждаются на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Голосование по кандидатам может проводиться списком или по каждой кандидатуре отдельно. Голосование тайное с использованием бюллетеней (возможно применение электронной системы).
Кандидат считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.
Назначение на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации оформляют постановлением Совета Федерации. Постановление вступает в силу со дня его принятия.