Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Комментарий к статье 6
1. В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных судов мировые судьи могут либо назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо избираться населением соответствующего судебного участка. Однако и в том и в другом случае порядок наделения мировых судей полномочиями устанавливается законом субъекта Российской Федерации, что закреплено не только в комментируемой статье, но и в Законе о судебной системе РФ (ч. 4 ст. 13).
2. Закон не содержит нормы о том, кто представляет законодательному (представительному) органу к назначению кандидатов на должность мировых судей. Как показывает практика, такое назначение производится по представлению председателей верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов.
В случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи председателем указанного вышестоящего суда либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации квалификационная коллегия судей может при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность мирового судьи. В этом случае вопрос о назначении кандидата на должность мирового судьи решается на общих основаниях.
3. Как уже отмечалось, порядок назначения либо избрания мировых судей относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Однако представляется, что если его законом предусматривается избрание мирового судьи населением судебного участка, то такое избрание должно производиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Разумеется, что голосованию должно предшествовать обнародование сведений о кандидатах на должность мирового судьи.
4. В Законе о судебной системе РФ (в ред. Федеральных конституционных законов от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ, от 4 июля 2003 г. N 3-ФКЗ) (ч. 5 ст. 13) и Законе о статусе судей в РФ (ст. 5) сосредоточено довольно важное положение, в соответствии с которым отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.
Это положение в полной мере относится и к порядку отбора на должность мирового судьи. Такой отбор начинается с момента приема от кандидатов на должность мирового судьи квалификационного экзамена и завершается в период назначения (избрания) на указанную должность.
4.1. Судья, находящийся в отставке, может также быть привлечен (с его согласия) к временному замещению вакансии судьи при временном, но значительном увеличении объема работы в суде; в случае отсутствия судьи, включая и отсутствие судьи при приостановлении им своих полномочий.
4.2. Вопросы об отставке судьи изложены в комментарии к ст. 15 Закона о статусе судей в РФ.
4.3. Исключение из правил о временном исполнении обязанностей судьи при наличии вакансий касается только судей Конституционного Суда РФ.
5. Законодатель последовательно упрощает процедуру привлечения судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи. Отставной судья может привлекаться к исполнению обязанностей судьи (опять-таки с согласия назначаемого) председателем вышестоящего суда, но только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей (ст. 7.1 Закона о статусе судей в РФ).
5.1. Упрощенная схема привлечения судьи в отставке к временному исполнению обязанностей судьи по сравнению с порядком отбора и назначения кандидатов на должность судьи, конечно же, оправдана с точки зрения правоприменительной практики. Эта процедура позволяет быстро заполнить неожиданно образовавшуюся «брешь» в отдельном звене судебной системы при осуществлении правосудия. За это время председатель суда успевает опубликовать в СМИ информацию об открытии вакантной должности судьи, произвести отбор кандидатов (см. коммент. к ст. 5 и 6 Закона о статусе судей в РФ).
6. В комментируемом Законе не содержится нормы, которая бы устанавливала порядок принесения присяги мировым судьей после его назначения (избрания) на должность. Данный пробел восполнен в законах субъектов Российской Федерации относительно мировых судей. В этих законах воспроизведены положения, содержащиеся в ст. 8 Закона о статусе судей в РФ.
7. Присяга принимается судьей в торжественной обстановке, перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях — и перед государственным флагом республики, входящей в состав РФ. Указанные правила о принятии присяги свидетельствуют о высокой ответственности судьи перед государством и обществом.
8. Представляется, что нарушение присяги судьей необходимо рассматривать как основание для приостановления (ст. 13 Закона о статусе судей в РФ) или прекращения полномочий судьи (ст. 14), что желательно предусмотреть в законе.
8.1. Присяга приносится один раз за все время исполнения полномочий в суде, т.е. ее действие сохраняет силу при переходе судьи из одного суда в другой независимо от ветви судебной системы; исключение составляет присяга судьи Конституционного Суда (ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФК «О Конституционном Суде Российской Федерации»), поскольку ее текст отличается от установленного Законом.