Как снять ограничения и запрет на регистрационные действия автомобиля?
Ограничения, наложенные на регистрацию транспортного средства – одно из самых неприятных происшествий, которое может произойти с автолюбителем. Порой ситуация проявляется неожиданно, например, в момент покупки машины все было в норме, а спустя какое-то время оказалось, что никакие действия с автомобилем невозможны. Одно дело, если владелец знает о причинах и согласен с ними, но совершенно иной случай, если запреты становятся крайне неприятным сюрпризом. Способам снятия ограничений на регистрацию ТС и посвятим данный материал.
Какие виды ограничений существуют?
Очень коротко напомним, что невозможность проведения регистрационных действий может быть связана со следующими факторами:
- Арест. ТС изымается (или предписан к изъятию) у владельца по решению суда и/или в рамках исполнительного производства.
- Розыск. Автомобиль значится в угоне.
- Залог. Распоряжение машиной временно невозможно в силу соответствующих договоренностей с финансовым учреждением.
- Наличие долгов. Самый частый случай, причем распространяющийся на массу различных вариантов. Применяется в рамках исполнительного производства, как альтернатива аресту.
Каждый из рассматриваемых случаев может привести к ограничениям на регистрацию. Одновременно, каждая из данных ситуаций может возникнуть и в результате ошибки.
Не стоит путать рассматриваемые случаи с таким ограничением, как лишение водителя специального права (невозможность пользоваться водительским удостоверением). Это отдельная процедура, которую (на примере долгов по алиментам) мы рассматривали здесь.
Как узнать о наличии ограничений?
Для этого необходимо обращаться в организации, которые инициировали запрет. При этом существует несколько онлайн-методов, позволяющих уточнить сведения по всем направлениям либо по каждому в отдельности.
Инструкцию проверки на наличие регистрационных ограничений смотрите в этой статье.
Что делать, если регистрация ТС невозможна из-за запрета?
Если вы узнали о наличии запрета, вариантов не так много – либо ликвидировать образовавшуюся задолженность, либо требовать исправления ошибки, если она является основанием для запрета. Подробно к методам снятия ограничений мы еще вернемся далее, здесь же акцентируем внимание на сторонах, к которым необходимо обращаться.
Теоретически все просто – кто ограничения наложил, с тем и нужно решать вопрос. В случае с залогом или розыском все очевидно – обращаться необходимо в финансовое учреждение или следственные органы. Причем под обращением в банк подразумеваются ситуации, когда в цепочке «должник (псевдодолжник) – кредитор» не появился «посредник» в лице ФССП (Федеральной службы судебных приставов), т.е. не открыто исполнительное производство.
Кстати, ошибочное помещение в розыск решается довольно оперативно. Достаточно предъявить следствию само транспортное средство и документы на него, через несколько дней (а порой и часов) запрет будет ликвидирован. При обращении в банк порой потребуется больше времени. Так как эти случаи очевидны, к ним мы более не будем обращаться в данной статье, сосредоточившись на случаях исполнительного производства.
Другая ситуация, если ограничения наложены в рамках действия судебных приставов (исполнительного производства). В этом случае, что бы ни являлось причиной образования задолженности, в т.ч. и техническая ошибка, обращаться за решением вопроса необходимо в ФССП, а уже они, в случае отмены ограничений, будут согласовывать решения с соответствующими организациями (в первую очередь с ГИБДД, чтобы в базах данных были сняты запреты).
Еще одно исключение, которое не будем рассматривать в рамках этого материала – арест на автомобиль. Если данная санкция применена, автомобиль изымается, и речь уже идет далеко не о простом ограничении на регистрационные действия. Этот вопрос решается особым образом.
Когда ограничение регистрационных действий на автомобиль незаконно?
Гипотетически можно представить ситуацию, что ограничения наложены в результате злого умысла. Однако на практике в подавляющем большинстве случаев они связаны либо c реальными задолженностями, либо с ошибочно возникшими проблемами.
Одним из самых неприятных случаев, когда проблема обнаруживается внезапно из-за технического сбоя в ответственных БД.
Яркий пример – человек является добросовестным приобретателем автомобиля, у которого до него уже было несколько владельцев. И вот, один из предыдущих хозяев имеет задолженности, за которые в рамках исполнительного производства накладываются санкции в виде ограничения регистрационных действий.
При этом, в базы данных ГИБДД закралась ошибка, и владельцем до сих пор числится этот должник. Соответственно, ограничение падает на авто, нынче принадлежащее совсем другому человеку, который ничего не знает о долгах, может даже быть незнаком с должником. Может добросовестный приобретатель и вовсе ничего не знать о запрете, пока не решит продать автомобиль.
Это является еще одной причиной время от времени проверять свое ТС на ограничения.
Как снять ограничение / запрет на регистрацию автомобиля?
В результате исключения очевидных способов (розыск, залог) и метода, требующего отдельных пояснений (арест), рассматривать будем варианты, когда ограничения связаны с исполнительным производством.
Документооборот
Для начала нужно несколько слов сказать о способах передачи информации между ФССП и Госавтоинспекцией. В настоящее время данный процесс автоматизирован, и между службами существует электронный документооборот.
Информация о введении ограничений на регистрацию ТС, так же как и подтверждение снятия запретов, поступают из системы одного ведомства в систему другого. При этом на данную операцию предоставляется несколько дней.
Кроме прочего, это говорит о возможных задержках обновления сведений в ГИБДД (ГАИ), т.е., к примеру, снятые сегодня ограничения могут еще некоторое время оставаться в базах полиции, поэтому провести регистрационные мероприятия на этом этапе по-прежнему не удастся. Выход тут один – подождать.
Если ситуация складывается таким образом, что ожидание невозможно (нежелательно), например, владелец ТС хочет срочно продать машину и уехать, но в базах она пока значится с ограничениями, можно запросить у приставов бумажный документ, подтверждающий снятие запретов. Однако стоит быть предельно внимательным к форме этого документа – он должно точно указывать на владельца ТС, номер исполнительного производства и факт снятия ограничения, а также иметь подпись и печать судебного пристава-исполнителя.
Обратите внимание, что речь может идти не о самом постановлении о снятии ограничений по исполнительному производству, а о некоей справке, подтверждающей этот факт. Пример документа:
Способ 1. Если согласен с требованием
Если должник признает свои долги и принимает решение снять ограничения, то выход один – погашение задолженности.
Операцию необходимо подтвердить документально: чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие факт оплаты, в том числе соглашения о рефинансировании задолженности или отказе от претензий со стороны кредитора, или подтверждение кредитором факта погашения задолженности.
Сведения передаются приставу (судебному приставу-исполнителю), ведущему дело, который и составляет постановление о снятии ограничений, вводя в информационную систему соответствующие данные.
Здесь и далее конечным результатом будет отсутствие ограничений при проверке транспортного средства. Только после этого можно считать, что задуманное выполнено – запреты сняты.
Способ 2. Обжалование у вышестоящего должностного лица
Речь, конечно, о ФССП. Это более сложные процедуры, причем необходимо рассматривать два принципиально разных (в процессуальном смысле) случая:
- Если владелец ТС своевременно узнает, что конкретно на него накладываются ограничения в виде запрета регистрационных действий в авто.
- Если нынешний владелец (в том числе случайно) узнает о существовании ограничений на автомобиль (в том числе из-за предыдущего владельца).
Существенная разница заключается в сроках обжалования, далее рассмотрим ситуации подробнее, но сначала определимся с адресатом ходатайства (жалобы).
Кому и как подается ходатайство или жалоба?
Если речь идет о возможной ошибке, ходатайство подается тому же исполнителю, кто выставил постановление. Если же необходимо подать жалобу на действие / бездействие данного должностного лица, то, в соответствии с положениями ст.123 ФЗ №229 (Об исполнительном производстве), жалоба подается:
- На действия обычного пристава (если постановление не утверждено старшим приставом) – старшему приставу.
- На действия старшего пристава, а также обычного пристава, если постановление утверждено старшим приставом, а их подчинение относится к субъекту Федерации – главному приставу субъекта Федерации.
- Если предыдущий пункт относится к должностным лицам федерального подчинения, жалоба подается заместителю главного пристава Федеральной службы судебных приставов.
- Жалоба на действие / бездействие главного пристава субъекта Федерации или заместителя главного пристава Российской Федерации подается на имя главного пристава Российской Федерации.
При этом, ч.4 ст.126 ФЗ №229 позволяет подавать жалобу как самому адресату, так и приставу, выставившему постановление, для последующей передачи адресату. Одновременно, часть 6 той же статьи гласит, что поданная не по адресу жалоба должна в трехдневный срок быть переслана адресату.
То есть ошибка при указании лица, которому направляется жалоба, не должна являться основанием для отказа в ее рассмотрении. Чиновники сами должны определить адресата и переслать жалобу ему в течение трех дней.
Своевременно полученное постановление об ограничениях на ТС
Смысл ситуации в том, что владелец ТС своевременно получил постановление о вводимых запретах от судебного пристава. При этом он не согласен с применимыми мерами (считает их незаконными, например, из-за того, что указано другое лицо или по имеющимся обязанностям не может применяться запрет).
Тогда в течение 10 дней с момента получения постановления (на основании ст.122 ФЗ №229), его необходимо обжаловать. Для этого:
-
Подается соответствующее ходатайство на имя указанного в постановлении пристава, с детальным пояснением сложившейся ситуации и документальным подтверждением обстоятельств.
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда в силу объективных причин (в первую очередь из-за неполучения постановления) владелец ТС не смог подать ходатайство об обжаловании постановления в положенные 10 дней. Если это произошло по причине не оповещения, то ст.122 ФЗ №229 подразумевает возможность подачи жалобы на постановление в течение 10 дней с момента, как лицо узнало о наличии постановления. Это будет важно и при рассмотрении следующего способа.
Одновременно, если информирование произошло вовремя, возможно увеличить срок подачи жалобы и в этом случае (при наличии адекватных причин несвоевременной подачи ходатайства), однако сделать это можно только в судебном порядке.
Если владелец ТС случайно узнал об ограничениях, или Как убрать ограничение судебных приставов онлайн?
В целом метод может быть аналогичным вышеприведенному, за той лишь разницей, что заявитель вправе предоставить ходатайство не в течение 10 дней с момента выставления постановления, а с момента как узнал о его существовании. При этом в заявлении необходимо указать, как и когда данная информация стала доступна.
При этом, кроме указанного офлайн метода, существует и онлайн-возможность решения вопроса. Сразу скажем, что способ относительно новый, детально не прописанный в нормативных актах, однако на практике многократно применяемый, и в подавляющем большинстве случаев приводящий к положительным результатам.
Чтобы им воспользоваться, выполните следующие действия пошаговой инструкции:
- Перейдите на страницу интернет-приемной сайта ФССП.
- Ознакомьтесь и обозначьте свое согласие с правилами подачи обращения, нажав «Ознакомлен» .
На некоторые поля нужно обратить особое внимание:
- Ошибок в написании сведений о деле (номер, Ф. И. О., автомобиль и т.д.) быть не должно, иначе достичь решения не удастся.
- Важно точно заполнять контактные данные – именно с их помощью будет осуществляться обратная связь.
- Описание ситуации должно быть четким, ясным и кратким, но содержать полную информацию по запросу. Можно заполнить ходатайство, бланк которого предоставлен выше, и скопировать из него текст обращения. Обязательно должны быть сведения о сторонах, а/м, номере исполнительного производства, о подтверждающем право собственности документе и дате обретения этих прав; отдельно обозначается просьба снять запрет.
- Приложения должны быть оцифрованы и вложены в сообщение. Однако система принимает только один файл. Соответственно, необходимо заведомо скомплектовать документы вместе.
Как правило, на ответ бывает достаточно 48 — 72 часов. Если через данный промежуток времени ответа не будет, есть смысл напомнить о себе приставу по телефону. Опять же, можно использовать не звонок, а сообщение, в т.ч. с помощью имеющихся у пристава мессенджеров. Обязательно укажите идентифицирующие дело данные (номер, Ф. И. О. и т.д.).
Куда обратиться, если не снимают запрет с автомобиля?
Мы рассмотрим этот вопрос в отдельном разделе, т.к. метод имеет свою ярко выраженную специфику, но по факту это является третьим способом решения вопроса. Речь о судебном разбирательстве.
Способ 3. Снятие ограничения через суд
Решение данного вопроса через суд – право любого гражданина России. При этом сначала возможно пройти по всему пути подачи жалоб приставам разного уровня, и только потом, в случае отсутствия позитивного решения, подать в суд.
Однако у гражданина есть право подать исковое заявление в суд сразу же, даже не обращаясь с ходатайством к судебному приставу-исполнителю, который вынес постановление.
Если одновременно подан и судебный иск (принятый к рассмотрению судом), и жалоба приставу, то, в соответствии с ч.2 ст.126 ФЗ №229, рассмотрение жалобы приостанавливается.
Оформление и подача заявления в суд происходят по месту расположения отделения приставов, выставивших оспариваемое постановление, по обычным процессуальным нормам.
В завершении несколько расхожих вопросов, наиболее активно поступающих от наших читателей.
Обращением в ФССП. Только они могут выявить ошибку или подтвердить снятие ограничений, которое могло еще не быть известными ГИБДД. Направляйте запрос, и если запреты установлены ошибочно, берите с ФССП документ, подтверждающий снятие ограничений или их отсутствие. Данные документы надо предоставить в ГИБДД.
Сколько ждать решения, зависит от приставов. Если вопрос удается решить при первом же обращении, то иногда достаточно нескольких часов на оформление постановления, и еще нескольких дней для обновления баз данных. Если же придется пройтись по всему маршруту оспаривания: приставы разных уровней и суд, то предсказать срок полного процесса невозможно.
По указанным в статье методикам. Главное – доказать, что право собственности на ТС перешло к вам до того, как на предыдущего владельца были наложены ограничения в рамках исполнительного производства.
Продажа имущества через такие аукционы является методом реализации ограничений (санкций) ранее принятых по исполнительному производству приставом. В соответствии со ст.69.1 ФЗ №229, после реализации такого имущества все ограничения с него должны быть сняты. Если ошибочно этого не произошло, необходимо обращаться к судебному приставу-исполнителю, ведущему дело (исполнительное производство).
Вступая в наследство, вы принимаете на себя и имущество, и долги. Если ограничения связаны с задолженностями, то их придется погасить. Но сначала необходимо связаться с приставом, выяснить причины ограничений и прочие детали.
Оспаривать постановление об ограничениях. Договориться в устном формате с приставом может быть затруднительно, а вот при официальном письменном обращении ему придется реагировать.
Такие лимиты законодательно не установлены. Теоретически, пристав имеет право применить данную меру за любой размер задолженности.
Могут арестовать имущество и даже реализовать (продать) его с целью погашения задолженности. Однако это разные процедуры, и при наличии одного только ограничения на регистрационные действия, забрать / продать ТС нельзя. Для этого должны быть приняты отдельные постановления в рамках исполнительного производства, либо судебные решения.
В процессе снятия ограничений на регистрационные действия, связанные с транспортным средством, очень много нюансов, однако, как мы с вами выяснили, процесс исправления ошибки вполне реален. При этом нельзя отрицать и его сложности, и трудоемкости.
Если заниматься вопросом самому не по силам, некогда или просто неохота, можно обратиться за помощью к нашим автоюристам – они рассмотрят запрос, выработают стратегию и представят ваши интересы в данном деле. Проконсультироваться со специалистами можно бесплатно с помощью формы электронных сообщений, расположенной под статьей, либо по указанному на сайте телефону.