Понятие и виды субъектов административного права
В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.
Субъект административного права — это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.
Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).
Коллективные субъекты — различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.
Государственные организации — это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).
Негосударственные организации — это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:
-Лица без гражданства.
-Президенты субъектов РФ.
-Федеральные органы исполнительной власти.
-Органы исполнительной власти субъектов РФ.
-Федеральные государственные служащие.
-Государственные предприятия, учреждения, организации.
-Негосударственные предприятия, учреждения.
-Органы местного самоуправления.
-Муниципальные предприятия, учреждения.
-Общественные организации, объединения.
-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды.
Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, призванное регулировать общественные управленческие отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации исполнительной власти.
Черты :
- направлены на обеспечение публичных интересов, укреплению законности и дисциплины
- несут организующее начало в хаос общественной жизни
- односторонность властного воздействия, юридическое неравенство сторон, принудительность
- регулируют отношения, прежде всего в сфере ИВ
- их цель обеспечение — функционирования системы ИВ
- закрепляют правила поведения всех участников управленческих отношений. Меры должного и возможного поведения участников
- огромное количество этих норм, не поддающееся учёту и кодификации
- в основном, устанавливаются ИВ, а не законодательной
- имеют собственный арсенал средств принуждения
- широко регулируют отношения других отраслей права (ФП, ЗП, ТП и др.)
- особенности их структуры : в них , как правило, отсутствует гипотеза, а в некоторых отсутствует санкция (отсылочная норма).
Виды :
По содержанию :регулятивные ; охранительные
По форме предписания : императивные, диспозитивные
По юридической направленности:
- Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственности субъектов АП
- Процессуальные – устанавливают механизм реализации материальной нормы, её правила, порядок, процедуру.
По юридическому содержанию:
- Обязывающие – предписание на определённое действие
- Запрещающие – требование к воздержанию от определённого действия
- Разрешительные – возможность выбора между определёнными действиеми
- Уполномочивающие – предоставляют уполномоченному органу государственно-властные полномочия
- Стимулирующие – их реализация которых связанна с материальным или моральным поощрением
- Рекомендательные – предлагают адресату тот или иной вариант поведения
По адресату нормы : нормы для ОИВ ; МСУ ; гос. служащих ; должностных лиц ; общественных организаций ; предприятий и учреждений ; некоммерческих организаций ; граждан
По масштабам действия : федеральные ; региональные ; территориальные ; местные
По объёму регулирования : общие ; межотраслевые ; отраслевые ; внутриотраслевые
По времени действия : срочные ; бессрочные
По способу реализации : соблюдение, исполнение, использование, применение
Структура АП норм : всё как обычно : гипотеза, диспозиция, санкция. Как правило, нет гипотезы.