Процессуальные действия стадии возбуждения дела об административных правонарушениях
В ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотренные в ст. 27.1 КоАП РФ, предшествуют последующим процессуальным действиям (возбуждению производства по делу, его рассмотрению, вынесению постановления по делу и исполнению постановления) и применяются только в связи с административным правонарушением по отношению к лицу, подозреваемому в совершении правонарушения. При применении мер пресечения обязательным является составление протокола.
Вынесение определения при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ. Под административным расследованием понимается совокупность процессуальных действий, направленных на получение дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Оформление предупреждения или наложении административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составлялся.
Действия при проведении административного расследования.
Административное расследование — особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, однако в своей совокупности еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства; о выборах и референдумах; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов добытых преступным путем, и финансированию терроризма; валютного законодательства; законодательства о защите прав потребителей; налогов и сборов; таможенного дела; охраны окружающей среды; производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции; пожарной безопасности; дорожного движения и на транспорте, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Комментарий к кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях. Николаев А.А. М. 2003. с.634
Необходимость в производстве административного расследования возникает в случаях, когда первоначальных данных недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении путем составления протокола о правонарушении (ч.3 ст. 28.1 КоАП РФ), а получение дополнительных данных требует времени для истребования документов и сведений справочного характера, производства процессуальных действий, в частности экспертиз. В данном случае административное расследование является дополнительной проверкой первоначально полученных сведений о событии административного правонарушения.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования может быть принято только должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором. Решение оформляется определением, а если факт совершения административного правонарушения выявлен прокурором — в виде постановления.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть мотивированным. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении, ч.3 ст. 28.7 КоАП РФ, указываются место и дата его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод к возбуждению дела об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Данная статья не содержит в себе нормы об обязательном уведомлении лиц, заинтересованных в исходе дела, о возбуждении административного расследования, однако это может повлечь за собой нарушение прав участвующих лиц на защиту, и поэтому указанные лица должны быть уведомлены о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Комментарий к кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях. Николаев А.А. М. 2003. с. 635
В целях обеспечения своевременного и оперативного рассмотрения дела об административном правонарушении административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
В п.5 ст. 28.7 КоАП РФ указан срок проведения административного расследования, который не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
Данный вопрос должен решаться в каждом конкретном случае соответствующим должностным лицом, принимающим решение о продлении срока административного расследования. При этом критериями оценки могут являться: привлечение специалиста, количество потерпевших и свидетелей которых нужно установить, опросить, объем процессуальных действий в различных регионах и за пределами РФ, производство ревизий и экспертиз, требующих затраты большого количества времени.
Для проведения экспертизы, в качестве эксперта может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Такие специальные познания подтверждаются документами об образовании и специализации, о присвоении соответствующей квалификации. Эксперт обязан явиться по вызову лица, рассматривающего дело, дать объективное экспертное заключение, сформулированное на основе экспертизы, и необходимые к нему объяснения по вопросам факта, но не права. Он предупреждается по п. 3 ст. 25.9 КоАП РФ об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В соответствии с п.6 ст. 25.9 КоАП РФ за отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, эксперт несет административную ответственность. Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, ходатайствовать о предоставлении необходимых дополнительных материалов.
Привлечение специалиста, для оказания содействия в обнаружении, закреплении, изъятии доказательств и применении технических средств предусмотрено ст. 25.8 КоАП РФ. Специалистом может быть любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях под ред. Сидоренко Е.Н. М. 2002. с. 785. Специалист обязан явиться по вызову субъекта административной юрисдикции. Специалист имеет право отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями, знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием. Все совершаемые специалистом действия фиксируются в протоколе с указанием их содержания и результатов и удостоверяются его подписью. Он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Ст. 17.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заведомо ложное пояснение специалиста, за отказ или за уклонение от исполнения обязанностей п.5 ст. 25.8 КоАП РФ.
В ходе административного расследования, проводится опрос свидетелей. Свидетель — любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы. Перед началом опроса свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, по ст. 17.9 КоАП РФ. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность п.6 ст. 25.6 КоАП РФ. В случае если свидетель не владеет языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, приглашается переводчик. В ходе опроса недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия. Показания свидетеля заносятся в протокол об административном правонарушении. По окончании опроса свидетель имеет право знакомиться с протоколом, внести в него дополнения или уточнения, сделать замечания. Свидетель вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. В примечании ст. 25.6 КоАП РФ, под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, в обязательном порядке должен присутствовать педагог или психолог. Также в случае необходимости опрос несовершеннолетнего производится в присутствии законного представителя (ст. 25.3 КоАП РФ).
Результатом административного расследования является составление протокола об административном правонарушении либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства.
В КоАП РФ, по сравнению с КоАП РСФСР, расширен перечень мер обеспечения производства по делу. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод. При этом возможность применения в процессе производства по делу об административном правонарушении таких из перечисленных мер, как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, КоАП установлена впервые. Россинский Б.В. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях// Закон и право. 2002.№ 12
Статья 27.2 КоАП РФ говорит о доставлении, то есть принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения. В ней содержится перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление по соответствующим подведомственным делам об административных правонарушениях.
Доставление — это принудительное препровождение физического лица в соответствующее служебное помещение. В ст. 27.2 КоАП РФ указаны служебные помещения различных органов, в компетенцию которых входит составление протокола об административном правонарушении.
Срок осуществления доставления не установлен. Но ст. 27.2 КоАП РФ определяет, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Доставление во многих случаях является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.
Административное задержание, согласно ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ, представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Основанием применения административного задержания является совершение лицом административного правонарушения, зафиксированного в протоколе. Административное задержание как кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях на срок не более трех часов, ст. 27.5 КоАП РФ в ч.1 установлен общий срок, а в соответствии с ч.2 и3 указанной статьи, до 48 часов. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Николаев А.А. М. 2003. стр. 556
В ст. 27.3 КоАП РФ содержится перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание.
При задержании составление отдельного протокола является обязательным, предусмотренного ст. 27.4 КоАП РФ, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вносится объяснения задержанного и данные о доставлении его для составления протокола. Протокол о задержании правонарушителя, так же как и протокол о правонарушении, является документом, свидетельствующим о возбуждении дела об административном правонарушении. Следовательно, решение о задержании может быть принято раньше, чем составлен протокол о выявленном административном нарушении. Это действие приемлемо тогда, когда лицо, выявившее правонарушение, само осуществляет производство по нему, то есть составляет протокол о нарушении, протокол о задержании и выполняет все другие процессуальные действия. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Николаев А.А. М. 2003. стр. 559.
Если же выявивший нарушение только доставляет виновника в служебное помещение для составления протокола, а ведение дела поручается другому лицу, то без протокола об административном правонарушении решить вопрос о задержании может быть затруднено. На должностных лиц органов милиции возлагается обязанность не только задержания лиц, совершивших правонарушения, подведомственные милиции в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ, но и задержание всех правонарушителей, с просьбой о содействии которых обратилось лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол. Обращение должно быть оформлено письменно, с указанием совершенного правонарушения и основания задержания.
Статья 27.6 определяет место и порядок содержания задержанных лиц, которое зависит от того, с каким правонарушением оно связано, и кто из уполномоченных лиц осуществляет применение данной меры. Законодательно закреплены технические и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к содержанию задержанных в административном порядке. Они должны быть укреплены, изолированы, иметь специальную охрану и вообще быть приспособлены к принудительному содержанию, исключающему возможность побега. Несовершеннолетние правонарушители, подвергнутые административному задержанию, должны содержаться отдельно от взрослых лиц, чтобы избежать притеснений со стороны взрослых.
Личный досмотр и досмотр личных вещей ст. 27.7 КоАП РФ, производится в целях составления протокола об административном правонарушении, установления личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и в целом для обеспечения производства по указанному делу. В ней предусмотрены дополнительные основания для производства досмотра. Это досмотр с целью обнаружения орудия или предмета совершения административного правонарушения.
В ч. 2 ст. 27.7 определен круг лиц уполномоченных для досмотра личных вещей. Они перечислены в статьях 27.3 и 27.2 КоАП РФ.
При производстве личного досмотра и досмотра, вещей должны соблюдаться гарантии законности. В связи с эти ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ предусматривает производство личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Гарантиями законности при проведении досмотра является: производство досмотра только в связи с правонарушением и в предусмотренных законом целях; досмотру должно предшествовать предложение лицу, совершившему правонарушение, предъявить вещи или другие предметы, явившиеся орудием совершения или предметом правонарушения, документы, подтверждающие личность нарушителя; осуществлять досмотр могут только уполномоченные лица; личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, в присутствии двух понятых того же пола. Участие только одного понятого будет нарушением процессуального порядка. Часть 4 данной статьи предусматривает исключительные случаи досмотра без понятых, когда имеются достоверные сведения о наличии у досматриваемого оружия и других предметов, которыми возможно причинение вреда жизни и здоровью окружающих. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Сидоренко Е.Н. М. 2002. стр.821
В соответствии с ч. 5 ст. 27.7 обнаруженные орудия и предметы правонарушения являются вещественными доказательствами, которые могут быть зафиксированы при помощи фото-, кино-, видеосъемки. Не менее важным обстоятельством для дела являются факт и место обнаружения вещественных доказательств, поэтому фиксация процесса досмотра на кино- и видеопленку, а моменты и места обнаружения вещественных доказательств — на фотопленку являются значимыми процессуальными действиями.
В ч. 6 ст.27.7 КоАП РФ предусмотрены способы документального фиксирования произведенного личного досмотра и досмотра вещей лица. Факт личного досмотра заносится в протокол доставления, протокол задержания, либо составляется отдельный протокол личного досмотра и досмотра, вещей нарушителя. Такой протокол в качестве необходимых реквизитов должен содержать сведения о дате составления протокола, которая соответствует дате проведенного досмотра. Местом совершения данного процессуального действия может быть место совершения правонарушения, место его обнаружения или доставления, то есть соответствующее служебное помещение. Должны быть указаны должность, фамилия и инициалы составившего протокол об административном правонарушении; фамилия, имя, отчество правонарушителя, число, месяц и год рождения, место жительства, место работы, учебы, род занятий и иные сведения о правонарушителе. Вещественные доказательства должны быть описаны с отражением их индивидуальных признаков, по которым возможна была бы их идентификация. В соответствии с ч. 7 ст. 27.7 КоАП РФ в протоколе досмотра должны быть отражены данные о применении кино-, фото-, видеосъемки или иных способах фиксации вещественных доказательств.
Если подозреваемое в совершении правонарушения лицо находится на транспорте (личной, арендованной, служебной или доверенной на управление и использование автомашине или ином транспортном средстве) то, помимо личного досмотра и досмотра ручной клади и багажа, возникает необходимость досмотра транспортного средства и осмотра, вещей что регулируется правилами статей 27.8 и 27.9 КоАП РФ.
Осмотр в соответствии со ст.27.8 КоАП РФ объектов производится с целью проверки соответствия производимой продукции, работ, услуг и тому подобного зарегистрированной деятельности юридического лица и исполнению действующего законодательства применительно к виду деятельности, выявления нарушений. Осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ.
Осмотр движимого и недвижимого имущества и документов индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица или юридические лица любой организационно-правовой формы, является официальным процессуальным действием. Осмотр должен проводится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В соответствии с ч.4 ст.27.8 составляется протокол осмотра. Данный документ должен иметь установленные настоящей статьей реквизиты. На территории осматриваемого объекта могут находиться транспортные средства, работники предприятия. Их досмотр регулируется нормами статей 27.7 и 27.9 КоАП РФ.
В ст. 27.9 КоАП РФ урегулирован процессуальный порядок проведения досмотра транспортного средства как меры обеспечения административного производства. Досмотр установленных настоящей статьей объектов производится с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, следов и иных вещественных и документальных доказательств. Статья не дает четкого определения транспортных средств, которые входят в ее юрисдикцию, а дано лишь общее понятие « транспортное средство любого вида». Следовательно, сюда входят: гужевой, автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный, космический, трубопроводный и все другие виды транспорта независимо от его вида Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Николаев А.А. М. 2003. стр. 576..
Досмотр транспортного средства любого вида — это визуальное обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Досмотр производится в присутствии двух понятых и лица, в чьем владении находится транспортное средство, собственника, арендатора, наемного водителя и т.д. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства, может быть произведен в отсутствие владельца. Также одновременно может проводиться личный досмотр водителя и пассажиров транспортного средства, а также осмотр личных вещей и багажа в автомобиле, в соответствии со ст. 27.7, 27.8 КоАП РФ. При досмотре транспортного средства составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. При одновременном проведении личного досмотра и осмотра багажа составляются соответствующие протоколы. Но все названные действия, возможно, отразить в одном протоколе, который и должен именоваться по числу проведенных процессуальных действий. Например: протокол досмотра автотранспортного средства, лица и осмотра, личных вещей. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Николаве А.А. М. 2003. стр. 577.
В статье 27.10 КоАП РФ говорится об изъятии вещей и документов. Изъятие — это временное или постоянное прекращение обладания вещью, предметом, документом или транспортным средством собственника или пользователя ими, специально уполномоченными лицами, названными в статьях 27.2,27.3 и 28.3 КоАП РФ при совершении административного правонарушения, если они были предметом или орудием правонарушения или носят на себе следы совершения правонарушения. Иначе говоря, являются вещественными и документальными доказательствами. Данная мера служит средством обеспечения доказательствами выявленного правонарушения. Она направлена также на принудительное ограничение возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться вещами, транспортным средством, документами, явившимися орудием или предметами совершения правонарушения. В ч.1 и2 ст.27.10 КоАП РФ, при изъятии вещей и документов обязательно присутствие двух понятых. При этом особенно важна наиболее полная фиксация вещественных доказательств в протоколе об изъятии вещей и документов.
Статья 27.12 КоАП РФ предусматривает применение таких мер как отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Как правило, состояние опьянение водителя является грубым нарушением правил эксплуатации транспортного средства, которое влечет за собой отстранение водителя от управления транспортным средством.
Отстранением от управления транспортным средством одновременно является мерой, направленной на пресечение правонарушения.
В соответствии с ч.3,4 и 5 ст. 27.12 КоАП РФ, об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера. В нем указывается дата, время, место, основания отстранения от управления или направление на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера. Протокол подписывается понятыми, должностным лицом, его составившим и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении иными лицами, участвовавшими при отстранении и производстве освидетельствования.
Статья 27.13 КоАП РФ говорит о задержании транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
Задержание транспортного средства означает, что водитель отстраняется от управления, ему запрещается его эксплуатировать, при этом транспортное средство помещается на специально оборудованную охраняемую стоянку или иное место по назначению должностного лица, которое произвело задержание транспортного средства.
О применении указанной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствие для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
Запрещение эксплуатации транспортного средства производится путем отстранения водителя от эксплуатации и снятия государственных номерных знаков лицами, которые уполномочены составлять протокол об административном правонарушении. О задержании составляется протокол по общим правилам, присутствие понятых не обязательно, кроме случаев, когда отсутствует водитель транспортного средства. Копия протокола обязательно вручается лицу, в отношении которого применена данная мера.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей ст. 27.14 КоАП РФ, арест представляет собой процессуальное действие, направленное на ограничение права собственности по использованию или распоряжению указанными предметами. Должностное лицо, указанное в ст. 27.3, ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, в присутствии владельца, его законного представителя объявляет о наложении ареста и составляет опись товаров, вещей, транспортных средств и предметов, которые использовались как орудия или являются предметами правонарушения, разъясняет владельцу или его законному представителю о запрещении пользоваться и распоряжаться арестованным имуществом. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Николаев А.А. М. 2003. стр. 600. Затем указанные в описи вещи и транспортные средства передаются на хранение собственнику или иному лицу, о чем берется расписка, в которой он предупреждается об ответственности за сохранность переданного ему на хранение имущества.
О произведенном аресте составляется протокол, установленной формы, делается запись о применении фото — и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, которые прилагаются к протоколу. Обязательно участие двух понятых, копия протокола должна быть вручена лицу, в отношении которого применен арест, либо его законному представителю.
Доставление это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение в зависимости от субъекта реализации доставления в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, осуществляется до возбуждения дела об административном правонарушении Тимошенко И.В. Административная ответственность. М. 2003. стр. 192. Является актом возбуждения дела и производится для строго определенной цели — составления протокола об административном правонарушении. Привод осуществляется в процессе производства по возбужденному административному делу, по причине невозможности рассмотрения дела без участия лица, подвергнутого приводу.
Применяется привод в отношении физических лиц, совершивших административное правонарушение, если производство ведется в отношении юридического лица, то приводу может быть, подвергнут законный представитель. Закон допускает возможность привода свидетелей. Осуществляется привод на основании определения, которое выносится уполномоченным лицом, исполняется органами милиции.
Для того чтобы обеспечить привлечение к административной ответственности лица совершившего административное правонарушение на стадии возбуждения дела могут применяться такие меры как: доставление; административное задержание; личный досмотр; досмотр вещей; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; их значение заключается в том, что они способствуют всестороннему и полному исследованию обстоятельств дела, то есть формированию доказательственной базы, обеспечивают логическое завершение стадии возбуждения дела.