Основные классификации органов юридического лица
Органы юридического лица можно группировать по различным критериям. Наибольшее научное и практическое значение имеют следующие.
- 1. В зависимости от обязательности создания в структуре юридического лица конкретной организационно-правовой формы выделяют обязательные и факультативные органы. Создание факультативных органов порой прямо предусмотрено законом, но органы могут образовываться и без указания на такую возможность в законе — на основании положений внутренних документов юридического лица (дополнительные органы). Закон также иногда предусматривает создание одного из нескольких возможных органов, осуществляющих определенную функцию в организации (альтернативные органы).
- 2. В зависимости от структуры органа, форм его деятельности и способа принятия им решений выделяют коллегиальные и единоличные органы. Единоличным признается орган, не имеющий дифференцированной внутренней структуры. Для принятия решения или совершения юридически значимого действия единоличным органом достаточно выражения воли или совершения соответствующего действия единственным лицом, которым он и представлен.
Коллегиальные органы управления представлены несколькими физическими лицами, статус которых в рамках данного органа также может различаться (рядовые члены коллегиального органа, председатель органа и др.). Процедура деятельности коллегиального органа управления (порядок принятия им решений, достаточное число голосов для принятия решений различных видов, порядок замещения председателя и т.д.), как правило, детально урегулирована законом или внутренними органами юридического лица.
Наиболее распространенной структурой управления юридическим лицом является сочетание единоличного и коллегиального принципов управления, однако существуют юридические лица, основанные исключительно на принципе единоначалия (унитарные предприятия, компании одного лица) или, наоборот, коллегиальности (например, товарищества).
3. В зависимости от порядка образования органа и срока осуществления им своих функций выделяют постоянные и временные органы юридического лица.
По общему правилу, надлежащим образом сформированные органы юридического лица являются постоянно действующими, т.е. они функционируют либо бессрочно, либо в течение заранее установленного в законе или учредительных документах срока (например, с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций трудовой договор может быть заключен на срок не более пяти лет). В случаях невозможности исполнения лицом функций органа юридического лица, его временного отстранения от выполнения указанных функций, невозможности надлежащим образом сформировать орган управления и в иных ситуациях, установленных законом или внутренними документами, юридическое лицо образует временный орган управления (действующий непродолжительный период времени до образования нового органа). Таким образом, временный орган управления либо существует параллельно с постоянным, либо осуществляет функцию органа юридического лица в его отсутствие. Временные исполнительные органы осуществляют руководство текущей деятельностью организации в пределах компетенции соответствующих постоянно действующих органов, если компетенция временных органов не ограничена учредительными документами.
4. В зависимости от возможности участия органа в гражданском обороте в качестве юридического лица органы подразделяются на представительные (т.е. наделенные правом действовать от лица организации без доверенности) и непредставительные (т.е. наделенные в силу своего статуса как органа лишь внутренними управленческими полномочиями) См.: Черепахин Б.Б. Рецензия на книгу С.Н. Братуся «Субъекты гражданского права» // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1951. N 3. С. 227..
Непредставительные органы при этом могут участвовать в заключении отдельных категорий сделок (крупных сделок, сделок с заинтересованностью или иных категорий сделок, установленных законодательством): а) путем дачи согласия на их совершение, б) путем принятия решений о совершении указанных сделок.
Представительные органы на основании указанных решений об одобрении или о заключении сделок непосредственно обеспечивают их исполнение (т.е. заключают сделки самостоятельно).
5. В зависимости от роли органа в волевых процессах в пределах юридического лица принято подразделять органы на волеобразующие (т.е. формирующие волю юридического лица, исходя из его интересов, определяющие приоритеты его деятельности) и волеизъявляющие (т.е. реализующие указанную волю вовне).
Данное деление можно признать устоявшимся и наиболее распространенным в литературе, однако оно не основано на едином критерии деления и не является полным.
Нередко понятие волеизъявляющего органа отождествляют с понятием исполнительного органа, однако представляется, что это различные характеристики. «Волеизъявляющий» означает «представительный», т.е. представляющий юридическое лицо во внешних отношениях в силу своего статуса. В то же время исполнительный орган не обязательно участвует во внешних сношениях юридического лица, главное — он реализует решения, принятые «вышестоящими» органами управления. Почти все органы управления сочетают в своей деятельности как участие в волеобразовании и исполнение принятых решений органа, так и контроль за исполнением собственных решений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Орган юридического лица является комплексным межотраслевым правовым институтом, и признание определенной обособленной части юридического лица его органом может влечь предусмотренные различными отраслями законодательства правовые последствия как в отношении самого юридического лица, так и в отношении лица, действующего в качестве его органа.
Вместе с тем, законодательство регулирует статус органа крайне скупо. Имеющиеся в действующих нормативных актах попытки определить данное правовое явление нельзя назвать удачными, а соответствующие определения — универсальными: они либо отвечают лишь целям отдельной отрасли права, либо содержат обрывочные признаки органа юридического лица. Так, в ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ под должностным лицом понимается руководитель и другой работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, а также лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Очевидно, что данное узкое определение применимо лишь для некоторых публичных отраслей права.
В целях устранения указанных нормативных «пробелов» представляется целесообразным внесение в законодательство следующих дополнений: