Виды административных исков
Изучение видов административных исков в тех зарубежных странах, где они давно используются в качестве средства обращения в суд, позволяет выявить не только особенности его отдельных разновидностей, но и определенные общие черты, обусловленные как общей логикой правового регулирования, так и прямым заимствованием отдельных исковых форм.
Так, в Японии выделяются четыре основных вида административных исков: 1) иск «кококу»; 2) «тоджиша»; 3) «народный иск» (actio popularis) и 4) иск «кикан», или иск по спору между органами и учреждениями. Иски «кококу» и «тоджиша» в японской доктрине обозначаются как субъективные иски, имеющие основной целью защиту прав и законных интересов сторон. «Народный иск» и иск «кикан» относятся к объективным искам, нацеленным в первую очередь на точное исполнение законодательных предписаний, объективного права.
Иск «кококу» заявляется в связи с осуществлением властных полномочий органами публичной власти. Он может приобретать четыре основные формы: а) о признании бездействия администрации незаконной; б) об отмене правового предписания; в) о подтверждении ничтожности административного акта; г) о признании недействительным административного акта, действия, решения (иск «торикеши»). Основным инструментом защиты прав частных лиц и контроля за административной деятельностью в Японии является иск о признании акта недействительным («торикеши»). Он представляет собой процессуальное средство, используя которое истец заявляет о незаконности административного акта или властного действия и требует признать их недействительными в судебном порядке. Он должен подаваться в адрес административного органа, издавшего оспариваемый акт. Тем самым юридически предопределяется ответчик (ст. 11 Закона о порядке разрешения административных споров 1962 г.). Одновременно с иском «кококу» может быть предъявлен также иск о возмещении ущерба.
Во Франции существуют различные подходы к классификации административных исков. Одни авторы выделяют пять их видов:
- 1) иски из споров по поводу аннулирования (признания недействительными) административных актов. Они используются для оспаривания превышения власти, в связи с чем называются также исками о превышении полномочий или исками о законности;
- 2) иски, которые связаны с нарушением субъективных прав и рассматриваются «в порядке полной административной юрисдикции»;
- 3) иски по спорам о толковании, в которых выставляется требование уточнить смысл акта управления;
- 4) иски из споров, связанных с оценкой законности административных актов;
- 5) иски из споров, связанных с применением репрессии [1] .
Наиболее распространенными являются иски о превышении власти и иски о рассмотрении спора в порядке полной административной юрисдикции. Репрессивные иски подаются в связи с совершением правонарушений (les contraventions). Протокол о правонарушении, составленный компетентными органами, передается префекту, который обращается с требованием в суд о наложении на нарушителя штрафа, а в определенных случаях — и с требованием о возмещении им причиненных убытков.
Французское исковое производство по административным спорам оказало влияние на многие страны мира, в том числе на арабские, латиноамериканские и некоторые африканские франкоязычные государства. Так, в арабских странах административные иски сводятся, как правило, к четырем наиболее типичным группам: 1) иски в целях аннулирования; 2) иски общего характера (определенная аналогия исков из полных споров); 3) иски в целях толкования и оценки законности; 4) иски в связи с применением репрессий.
Административно-процессуальное законодательство Колумбии предусматривает четыре основных вида исков:
- 1) иск о законности — имеет целью устранение административного акта из юридического оборота. Он подается в интересах законности и поэтому с ним может обратиться в суд любое лицо в любое время;
- 2) иск о восстановлении права — это иск, посредством которого заявитель требует, помимо признания административного акта незаконным, восстановления своего ущемленного или нарушенного права. В отличие от иска о законности этот иск может быть подан только заинтересованным лицом, т.е. лицом, чье право было нарушено. В случае подачи иска о законности отказ от него невозможен, в то время как иск о восстановлении предполагает возможность отказа от требований, связанных с частным интересом;
- 3) иск о прямом возмещении и исполнении — предполагает, что заинтересованное лицо может прямо требовать восстановления права, возмещения ущерба, исполнения администрацией лежащей на ней обязанности, возврата неверно (незаконно) уплаченного, когда основанием требования являются административный акт или действия, проверка которых сопряжена с серьезными затруднениями;
- 4) иск об определении компетенции — имеет целью установить, какой орган публичной власти компетентен решать один и тот же вопрос.
В Законе об административно-судебном процессе Германии 1960 г. (§ 42, 43) выделяются такие основные иски, как: 1) иск об оспаривании или о признании недействительным обременяющего административного акта; 2) иск о принуждении к исполнению обязательства (о принуждении ответчика к принятию административного акта или к совершению определенного действия); 3) иск об установлении, изменении или прекращении правоотношения. Однако эти иски не исчерпывают всех средств правовой защиты в административном судопроизводстве, виды которых не ограничены количественно.