Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?
Ст. 22.1 КоАП определяет перечень органов и лиц, которые уполномочены выносить решения по административным делам. Кроме судебной системы Кодекс закрепляет это право за несколькими десятками органов власти. В основном это ведомства, задачей которых является контроль и надзор за исполнением законов. При этом в ряде случаев право на рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции непосредственно руководителей государственных органов или их заместителей. Рядовому гражданину не просто разобраться, какие органы занимаются конкретным административным делом, для этого необходимо знать, какие правонарушения им подведомственны.
Судебные органы
Большинство административных дел рассматривают суды. Как правило, это наиболее серьезные правонарушения, при расследовании которых нужны профессионализм и компетентность в правовых вопросах. К тому же большинство наказаний может назначить только судья, например, административный арест, конфискация орудия преступления, дисквалификация.
Читайте: Что такое суд первой инстанции? Определение суда первой инстанции.
Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.
Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:
- Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
- Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
- Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
- Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
- Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.
Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица. Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.
Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.
Если после возбуждения дела проводилось предварительное расследование, в ходе которого запрашивали показания свидетелей, назначали экспертизу, изучали показания технических средств, то дело будет рассматривать районный суд.
Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.
Комиссия по делам несовершеннолетних
В соответствии со ст. 2.3 КоАП к административной ответственности можно привлекать граждан с 16 лет. Разбирает такие правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних, ее образуют местная администрация совместно с органами самоуправления. Так же к ее компетенции относятся вопросы неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкоголя или табачных изделий. Членами комиссии могут быть представители администрации и общественных организаций, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних.
Органы внутренних дел
Полиция и ГИБДД рассматривают дела, связанные в основном с физическими лицами. Им предоставлено право привлекать за административные нарушения в следующих областях:
- изготовление, реализация, покупка, хранение и ношение оружия;
- приобретение и хранение наркотиков в небольших количествах;
- безопасность движения всех видов транспорта;
- операции с валютой;
- торговля запрещенными товарами;
- ПДД и регистрации транспортных средств и т.д.
Выносить решения вправе руководители ОВД и ГИБДД, а так же их заместители. Рядовые сотрудники могут только составлять протоколы о выявленных правонарушениях и передавать их для рассмотрения в вышестоящие инстанции.
Контрольно-надзорные органы
Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:
- санитарно-эпидемиологического;
- ветеринарного;
- земельного;
- промышленного;
- противопожарного;
- жилищного;
- налогового;
- трудового;
- антимонопольного
- защиты прав потребителей;
- пограничного;
- таможенного и др.
Должностные лица этих ведомств могут рассматривать административные дела и назначать наказания только в пределах своих полномочий. К ним относятся руководители данных учреждений и их заместители.
Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.
Административные комиссии
Эти органы создают местные власти для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ. Некоторые регионы образуют специализированные административные комиссии, например, в сфере учета и использования жилого фонда или по контролю за землепользованием и застройкой населенных пунктов. В большинстве субъектов приняты нормативные акты об административных комиссиях либо их деятельность регулируется законом об административных правонарушениях.
Таким образом, дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП вправе рассматривать различные органы, как постоянно действующие, так и специально созданные на региональном уровне.