Уголовная ответственность для бизнеса в 2022. Что нового?
Расскажем об изменениях в уголовной ответственности для бизнес-сферы. Пока с повестки законодателя сняты вопросы об амнистии в отношении россиян, совершивших экономические преступления небольшой и средней тяжести, а также за фиктивную регистрацию физлица в качестве ИП. Однако уже приняты или обсуждаются поправки, которые облегчат жизнь бизнесу.
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
Новый этап амнистии капиталов
С марта 2022 года законом от 09.03.2022 № 49-ФЗ продлен срок освобождения от преследования за совершение некоторых экономических преступлений.
Есть шанс освободиться от ответственности за деяния, содержащие признаки, в том числе следующих составов:
-
( уклонение физического лица от уплаты обязательных платежей ); ( уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией ); ( неисполнение функций налогового агента ); ( сокрытие денег или имущества бизнес-субъекта — ИП или организации, — за счет которых должно производиться взыскание обязательных платежей ),
при условии добровольной декларации активов, счетов и вкладов в период с 14 марта 2022 по 28 февраля 2023 года.
Уголовные дела — только на основе материалов налоговых органов
По общему правилу, установленному ст. 140 УПК , поводом для возбуждения уголовного дела могут выступать:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Согласно новой редакции ч. 1.3 ст. 140 УПК, с 9 марта 2022 года поводом для возбуждения дела по признакам ряда налоговых преступлений стали лишь материалы налоговых органов, направленных следователю ( закон от 09.03.22 № 51-ФЗ ). Это правило касается вышеуказанных ст. 198 , 199 , 199.1 и 199.2 УК .
Ну а если орган дознания уведомит следователя о преступлениях, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК ( уклонение от уплаты взносов страхователями — физическим и юридическим лицом соответственно ), а следователь не увидит оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, то не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения он направляет в территориальный орган страховщика ( соответствующий фонд, с 2023 эти функции будет выполнять единый Социальный фонд ) копию такого сообщения, приложив соответствующие документы и предварительный расчет по страховым взносам ( ч. 7 ст. 144 УПК ).
Страховщик , рассмотрев материалы, в срок не позднее 15 суток с момента получения направляет следователю :
- заключение о нарушении законодательства
- информацию о том, что в отношении страхователя проводится проверка, по результатам которой решение еще не принято (не вступило в силу)
- информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства.
Следователь, получив заключение страховщика, и в любом случае не позднее 30-ти суток с момента поступления сообщения о преступлении принимает одно из решений: о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Внимание: при наличии достаточных данных следователь вправе возбудить уголовное дело по ст. 199.3 и 199.4 УК и до получения заключения или информации от страховщика.
Сфера закупок
Из статьи 200.4 УК ( злоупотребления в сфере закупок для гос- или муниципальных нужд ) исключили указание на такой мотив, как «иная личная заинтересованность» ( закон от 14.07.22 № 345-ФЗ ). Под понятие «иной» личной заинтересованности можно было подвести множество вещей, от карьеризма и семейственности до желания получить услугу взамен и приукрасить действительную картину.
Старая редакция ст. 200.4 УК формировала условия для того, чтобы подвести под указанную статью любое нарушение в сфере закупок ( при условии, если причинен крупный ущерб ).
Сокращение срока наказания
Минюст вынес на общественное обсуждение поправки в УК , которыми изменяются санкции ч. 2 ст. 199 , 199.1 и 199.2 УК .
Максимальный срок лишения свободы будет снижен до пяти лет , что повлечет за собой снижение и сроков давности привлечения к уголовной ответственности за них, поскольку составы перестанут быть тяжкими, а перейдут в разряд преступлений средней тяжести. Санкция по ч. 2 ст. 199.4 УК будет ограничена тремя годами лишения свободы.
Поправки выглядят логично, поскольку существующий ныне срок привлечения — 10 лет, — никак не стыкуется со сроками хранения, в частности, первички ( 5 лет ). Нередки случаи, когда контролеры предъявляют претензии, а налогоплательщик не имеет возможности предоставить документ, поскольку срок хранения истек.
Погашена недоимка — нет и дела
Этим же проектом предлагается внести поправки в ст. 24 , 144 и 148 УПК , согласно которым, если выявленная недоимка ( по налогам, штрафам, пени ) погашена, то уголовное дело не возбуждается ( в настоящее время уголовное дело подлежит прекращению по этим основаниям ).
Если проект станет законом, бизнес получит новую гарантию: следователь будет обязан отказать в возбуждении уголовного дела при представлении ему достоверной информации о полной уплате недоимки и пеней.
Возможность «усмотрения» следователя исключена. Так что есть основания надеяться на сокращение количества уголовных дел, фигурантами которых выступают плательщики налогов и иных обязательных платежей.
Несмотря на то, что законодатель взял курс на смягчение давления на бизнес, рассчитывать на «всепрощение» от государства не стоит. Исключите риск уголовного преследования, доверьте бухгалтерию, налоги и отчетность экспертам «Бухгалтерия-Сервис» . Удобные форматы сотрудничества — разовые консультации и абонемент. Мы умеем работать в кризис.
«Наработать» на крупный и особо крупный ущерб станет сложнее
В среднем в 1,5 раза будут повышены суммы значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для квалификации мошенничества ( проект поправок в УК и УПК, ID 01/05/08-22/00130229 ).
В частности, вопрос о мошенничестве, связанном с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в предпринимательской деятельности, правомерно будет ставить при ущербе свыше 25 тыс. руб. ( сейчас — 10 тыс .).
Крупным размером будет считаться стоимость имущества свыше 4 млн 500 тыс. руб. ( сейчас 3 млн ), особо крупным размером — более 18 млн руб. ( сейчас 12 млн ).
По статье о легализации преступных доходов ( ст. 174 УК ):
- 2,25 млн руб. для крупного ущерба ( сейчас — 1,5 млн руб. );
- 9 млн руб. для особо крупного ущерба ( сейчас — 6 млн руб .).
По статье о неправомерном использовании инсайдерской информации ( ст. 185.6 УК ) — крупным ущербом будет считаться сумма от 5,5 млн руб. (сейчас — 3,75 млн руб.).
Для целей ст. 198 НК ( уклонение от уплаты налогов с физлиц ) крупным размером будет признаваться сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 4 млн руб. , особо крупным размером — 12 млн 250 тыс. руб.
Для целей ст. 199 УК ( уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей с организаций ) и ст. 199.1 УК ( неисполнение обязанностей налогового агента ) крупным размером будет считаться 22 млн 500 тыс. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд, особо крупным — 65 млн руб.
Для целей ст. 199.3 УК ( уклонение страхователя-физлица от уплаты страховых взносов ) крупным размером будет считаться сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 млн 700 тыс. руб. , особо крупным размером — 13 млн 500 тыс. руб.
В целях применения аналогичного состава для страхователя-организации ( ст. 199.4 УК ) крупным размером будет считаться 9 млн руб. , особо крупным — 45 млн руб.