Что делать, если Верховный Суд отказал в передаче кассационной жалобы?
К причинам, по которым Верховный Суд отказывает в передаче кассационной жалобы наиболее часто, можно отнести следующие:
- несоответствие документа законодательным нормам Российской Федерации;
- нарушения, на которые сослался заявитель, не оказались в достаточной степени серьезными;
- нарушения, на которые сослался заявитель, оказались существенными, однако, никак не повлияли на исход дела;
- нарушения, упомянутые в жалобе, никак не искажают сути правосудия.
Тем не менее имеют место и необоснованные отказы Верховного Суда.
Единственный способ, которым гражданин может защитить себя в такой ситуации, является подача жалобы в ответ на отказ.
Составление документов такого рода не упоминается ни в каких законодательных актах Российской Федерации, однако, и запрета на обжалование действий кассационных инстанций также нигде нет. Последней инстанцией в подобных ситуациях является председатель Верховного Суда. За подачу жалобы на его имя, а также в любую из нижестоящих инстанций госпошлина не взимается.
Самым распространенным аргументом кассационных органов является несоответствие документа законодательным нормам РФ. Все дело в том, что кассационный алгоритм предусматривает обязательное прохождение каждой жалобой нескольких фильтров, которые позволяют отсеять неправомерно составленные бумаги. При проверке специалисты всегда обращают особое внимание на следующее:
- соответствие бумаги всем законодательным нормам Российской Федерации;
- правильно ли был подсчитан срок давности заявления;
- порядок оформления и составления документа;
- правомерность всех претензий, изложенных в бумаге.
Если кассационная жалоба прошла все перечисленные выше проверки – можно сказать, что половина дела сделана. Однако это не отменяет возможностей судьи усмотреть в жалобе отсутствие оснований для рассмотрения. В таком случае клиент также получит отказ.
Обжалование решения об отказе
Если кассационная инстанция приняла решение об отклонении жалобы (вне зависимости от того, на каком этапе «фильтрации» находился документ), это означает фактическое прекращение любого производства по проблемному делу. После этого автор жалобы, а также все лица, которых затрагивает данное решение, должны быть уведомлены об отказе представителями суда.
Если после этого гражданин Российской Федерации принял решение обжаловать отказ, он, в первую очередь, должен получить соответствующее определение. Копию документа можно забрать, лично обратившись в канцелярию судебной инстанции или же по почте. В любом случае бумага должна выдаваться только тогда, когда гражданин обратился в суд в письменном виде.
Заявление о получении определения можно составить в свободной форме – к нему нет никаких серьезных требований. Достаточно лишь того, чтобы в бумаге фигурировали такие реквизиты:
- наименование инстанции, в которую направляется заявление;
- адрес инстанции;
- номер проблемного дела;
- персональные данные заявителя, а также других фигурантов процесса;
- дата вынесения определения и его суть;
- прошение о выдаче копии определения на руки или направлении ее по адресу заявителя;
- причины для получения копии;
- дата подачи бумаги;
- подпись автора и ее расшифровка.
Куда обращаться?
Если, по мнению судьи, жалоба не содержит достаточных оснований для рассмотрения, гражданин, получив соответствующее определение, имеет право написать заявление на имя председателя Верховного Суда. В документе такого типа может быть изложена просьба об отмене решения об отказе в рассмотрении жалобы. Согласно Гражданскому кодексу, председатель Верховного Суда или его заместитель может не согласиться с действиями нижестоящих судей и вернуть дело на рассмотрение.
Отметим, что у председателя Верховного Суда есть описанные выше полномочия лишь в том случае, если решение об отказе принял другой судья Верховного Суда. В той ситуации, когда заявление было отклонено еще на стадии принятия, подать жалобу гражданин не сможет.
Как составить жалобу?
Очень важно, чтобы заявление было составлено по всем правилам, предусмотренным российским законодательством. В нем должно фигурировать следующее:
- вся информация о получателе заявления: занимаемая должность, орган, ФИО;
- вся информация о заявителе, включая его контактные данные;
- номер проблемного дела;
- описание проблемы;
- аргументы, в связи с которыми заявитель подает этот документ на рассмотрение председателем Верховного Суда (желательно со ссылками на конкретные законодательные нормы, которые были нарушены судьями);
- обоснования существенности нарушений. В этом пункте необходимо доказать тот факт, что нарушения, в связи с которыми подавалась кассационная жалоба, являются действительно серьезными. К таковым могут относиться прекращение дела при отсутствии законных оснований, нарушение процесса формирования состава суда, проведение заседаний в отсутствие ответчика, несоблюдение тайны совещательной комнаты, отсутствие подписи уполномоченного представителя судейской коллегии на приговоре, а также отсутствие самого протокола судебного заседания;
- просьба об отмене решения судьи Верховного Суда. Следует учесть то, что никакое другое решение (например, о смягчении санкций по отношению к ответчику) председатель в данной ситуации принять не может;
- список прилагающихся документов;
- дата и подпись.
В случае отсутствия хотя бы одного из перечисленных выше реквизитов жалоба, скорее всего, не будет рассмотрена. Скачать образец жалобы можно здесь.
Какие документы приложить?
Заявление на имя председателя Верховного Суда нужно подавать вместе с такими бумагами: