Исковая работа на предприятии
Иск является центральным институтом гражданского процессуального права. Право на предъявление иска может быть осуществлено только в порядке, указанном законом. Иск предъявляется в суд в форме искового заявления, которое должно соответствовать предмету, основанию и содержанию иска. Порядок осуществления права на предъявление иска, установленный законом, в теории получил название условий осуществления этого права.
Исковая работа- совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по подготовке исковых материалов и предъявлению исков, а также по защите против предъявляемых исков. Иск — обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально — правового спора с ответчиком и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. Иски — средство и способ защиты субъективных прав в случае их нарушения или угрозы нарушения, то есть в случае возникновения материально — правового спора. Форма и содержание искового заявления должны соответствовать требованиям предъявляемым ст. 126 ГПК и ст.102 АПК. Элемент иска — это его составные части, определяющие содержание и индивидуализирующие его. Они дают необходимую информацию о заинтересованных лицах — сторонах процесса, о субъективном материальном праве, нуждающимся, по мнению истца, в защите, об обстоятельствах, послуживших основанием обращения в суд. Ответчик, к которому предъявлен иск, получает возможность подготовиться к защите, поскольку узнает о характере предъявленного к нему требования: из чего вытекает и на чем основано. От элементов иска зависит и способ защиты, предоставляемый нарушенному или оспоренному субъективному материальному праву, и характер будущего судебного решения.
Существует два элемента иска: предмет и основание иска. Предмет иска — материально-правовой спор, о рассмотрении и разрешении которого истец просит у суда. Поскольку спор всегда связан с притязанием истца к ответчику, закон требует, чтобы в исковом заявлении истец указал суть своего требования (о чем оно?). В зависимости от способа испрашиваемой истцом защиты его субъективного материального права предметом иска могут быть:
- а) спор о наличии или отсутствии материального правоотношения между истцом и ответчиком;
- б) спор об обязанностях ответчика, вытекающих из материального правоотношения с истцом;
- в) спор об изменении или прекращении существующего между сторонами правоотношения.
От предмета иска следует отличать предмет спора, его еще принято называть объектом иска. Это то материальное благо, получения которого добивается истец, например, конкретное имущество, сумма денег и т.п. Основание иска — это те обстоятельства, на которых истец основывает свое обращение в суд. Он должен назвать их в своем заявлении. Хотя закон (ст.126 ГПК) не устанавливает каких-либо ограничений возможности истца обосновать предъявляемый им иск любыми фактами реальной действительности, но значение имеют только юридические факты, то есть обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношения, с которыми связан возникший между сторонами материально-правовой спор. Остальные факты имеют чисто информативный характер и на результате разрешения спора не отражаются. Как правило, основание иска представляет собой совокупность фактов, предусмотренных конкретными нормами права. Иначе он называется фактическим составом, если закон связывает с наличием такого состава соответствующие правовые последствия. Юридическая служба организации, получив копию искового заявления, вправе подготовить отзыв на исковое заявление. Отзыв на исковое заявление направляется ответчиком арбитражному суду, истцу и другим ответчикам. К отзыву прилагаются все факты, необходимые для рассмотрения хозяйственного спора. Отзыв подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, в компетенцию которого входит такая обязанность. В отзыве указываются:
- 1) наименование арбитражного суда, в котором рассматривается спор;
- 2) дата подписания и номер отзыва, наименование истца;
- 3) содержание ответа на предложение о непосредственном урегулировании спора, если в исковом заявлении указано, что ответ на него истцом не получен;
- 4) размер и расчет признанной суммы, а если она перечислена — номер и дата выписки из соответствующего платежного поручения и доказательства принятия его кредитным учреждением к исполнению;
- 5) мотив полного или частичного отклонения требований истца с ссылкой на законодательство, а также доказательства, обосновывающие отклонение искового требования;
- 6) перечень прилагаемых к отзыву документов.
На каждое исковое заявление, предъявленное организацией, заводится дело, где группируются все документы: исковое заявление, претензионный материал, отзыв, решения, жалобы и др. Юридическая служба не реже одного раза в год обобщает практику рассмотрения претензий и исков. Анализ исков целесообразно проводить по следующим признакам: