Исключительные права субъектов смежных прав
Субъектам смежных прав принадлежат как имущественные, так и неимущественные права. Так, исполнители имеют следующие неимущественные права:
- • исключительное право на исполнение;
- • право авторства — право признаваться автором произведения;
- • право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах записи исполнения при трансляции в эфир или по кабелю и при воспроизведении записи исполнения;
- • право на защиту исполнения или постановки от искажения при его трансляции в эфир или по кабелю, при записи и воспроизведении записи (право на защиту исполнения от искажения).
К числу исключительных имущественных прав исполнителя относится право на результат исполнения, под которым понимается исключительное право на использование результата исполнения следующими способами (ст. 1317 ГК РФ):
- • передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с помощью записи (трансляции исполнения в эфир или по кабелю);
- • запись ранее не записанного исполнения или постановки;
- • воспроизведение записи исполнения или постановки;
- • передача в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
- • сдача в прокат опубликованных в коммерческих целях фонограмм, на которых записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право на фонограмму при заключении договора на запись исполнения или постановки переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.
Право на передачу (трансляцию) исполнения в эфир или по кабелю может быть реализовано, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир какой-либо телекомпанией и передача в эфир или по кабелю не осуществляется с использованием записи. Другими словами, речь идет о передаче в эфир или по кабелю в прямой трансляции первого живого исполнения, осуществляемого артистом-исполнителем на каком-либо концерте или в шоу. В данном случае телекомпания еще до начала передачи обязана заключить с артистом-исполнителем или организацией, управляющей его имущественными правами, договор, предоставляющий указанное право. Участие исполнителя в создании аудиовизуального произведения предполагает, что все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения. Право на передачу в эфир или по кабелю записи исполнения реализуется в зависимости от того, производилась ли она для коммерческих целей или нет. В последнем случае при последующем коммерческом использовании необходимо получение согласия артиста-исполнителя.
Говоря об исключительном праве на запись исполнения, необходимо учитывать следующее. Под записью исполнения понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их многократное восприятие, воспроизведение или сообщение (ст. 1317 ГК РФ). Речь идет о первой записи исполнения, которое до этого могло неоднократно передаваться в эфир в живом исполнении или сообщаться для всеобщего сведения по кабелю, но без фиксации его на соответствующем носителе, т. е. исполнитель не имеет права на перезапись.
Под воспроизведением записи исполнения следует понимать изготовление одного (или более) экземпляра звукозаписи исполнения на любом материальном носителе (показ записи в кино, по телевидению, вывод записи на экран телевизора или компьютера не может рассматриваться как воспроизведение). Исключительное право исполнителя воспроизводить запись исполнения или постановки согласно ст. 1317 ГК РФ не распространяется на следующие случаи:
- • первоначальная запись исполнения или постановка произведена с согласия исполнителя. Имеются в виду случаи, когда артист-исполнитель, дав согласие на запись исполнения для определенных целей (например, для передачи записи в эфир), уже передал такое право другому лицу и получил за это соответствующее вознаграждение. Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей получать согласие артиста-исполнителя необходимости нет. Если же запись исполнения предполагается использовать для других целей (например, для использования на видеокассетах), то согласие получать нужно. Если же запись исполнения была произведена без согласия исполнителя (например, в учебных целях), то право на воспроизведение сохраняется за артистом-испол- нителем;
- • воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки.
Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя, при заключении договора на запись исполнения на фонограмму автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (размер гонорара определяется в договоре на запись исполнения).
Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений; права исполнителя действуют независимо от действия авторских прав на исполняемое произведение.
Исключительные права исполнителей охраняются: если исполнитель является гражданином Российской Федерации; исполнение или постановка имели место на территории Российской Федерации; если исполнение или постановка зафиксированы в фонограмме, охраняемой в соответствии со ст. 1328 ГК РФ; если исполнение или постановка, не зафиксированные в фонограмме, включены в передачу в эфир или по кабелю и охраняется в соответствии со ст. 1332 ГК РФ; в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Любое исключительное право исполнителя может перейти по договору другим лицам. Различают исполнительский договор о передаче исключительного права и договор о предоставлении другой стороне права использовать этот результат в установленных договором пределах. Такие договоры могут заключать любые лица.
Исполнительские договоры о передаче исключительного права на результат исполнения и исполнительские договоры о передаче неисключительного права могут заключаться с исполнителем отдельно от договора, на основе которого осуществляется использование охраняемого авторским правом произведения, или быть частью последнего договора. По таким договорам исполнители передают право на использование исполнения или постановки в обусловленной форме, а пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования. В отличие от авторских прав права исполнителей при передаче другим лицам не ограничиваются какими-либо условиями (например, максимальным сроком передачи). Таким образом, возможна полная передача прав исполнителей.
Исключительное право исполнителя на результат исполнения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место публичное исполнение (постановка), либо запись исполнения, либо первая передача исполнения в эфир или по кабелю.
Права на результат совместного исполнения принадлежат сообща всем членам коллектива, однако осуществляются эти права руководителем коллектива исполнителей, хотя соглашением между исполнителями может быть предусмотрено иное.
Для реализации перечисленных прав руководитель коллектива должен заключить письменный договор с пользователем. На практике этим занимаются антрепренеры, импресарио, коммерческие директора и другие лица, функции которых могут совпадать с обязанностями руководителя коллектива (если последний не занимается творческими вопросами, а выполняет только организационные функции). Взаимоотношения указанных лиц с исполнителями должны регулироваться нормами агентского договора. Таким образом, нормы о смежных правах применимы только к тем руководителям коллективов, которые выполняют творческие задачи.
Вознаграждение за использование исполнения распределяется между членами коллектива исполнителей в порядке, установленном ГК РФ, если соглашением между исполнителями не предусмотрено иное.
Исполнение может быть результатом труда, осуществленного в порядке выполнения служебного задания. К таким результатам применяются положения об авторском праве и смежных правах, регулирующие правовой режим произведений, охраняемых авторским правом, которые были созданы в порядке выполнения служебного задания.
Исполнители и другие правообладатели могут в соответствии с законодательством о смежных правах создавать некоммерческие организации, на которые возлагается управление правами исполнителей на основании полномочий, предоставляемых им правообладателями.
В качестве примера можно назвать: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российскую фонографическую ассоциацию исполнителей (РФА).
Права изготовителей фонограмм. Изготовитель фонограмм имеет следующие исключительные права (ст. 1324 ГК РФ):
- • воспроизводить фонограмму;
- • переделывать или любым способом перерабатывать фонограмму;
- • распространять экземпляры фонограммы, т. е. продавать, сдавать их в прокат и т. д.;
- • импортировать экземпляры фонограмм в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.
Перечень указанных правомочий следует рассматривать как исчерпывающий. Изготовитель фонограммы (записи) осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.
Права изготовителей фонограмм охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ, если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное нахождение на территории Российской Федерации, или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Таким образом, производитель фонограммы имеет исключительное право на использование фонограммы любым способом, включающим в себя право осуществлять или разрешать распространение экземпляров фонограммы. При этом согласно ст. 128 и 129 ГК РФ экземпляр фонограммы — это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая в себя все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.
Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот, допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и выплаты вознаграждения. Таким образом, выпущенный на законных основаниях и реализованный изготовителем фонограммы оптовым организациям тираж компакт-дисков может быть впоследствии реализован в розничную торговлю без получения согласия изготовителя. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на ее экземпляры.
Право переделывать или перерабатывать фонограмму может быть реализовано в различных целях (например, для изменения звукового фона фонограммы или для усиления одних звуков и уменьшения звучания других). Переработка может включать в себя изменение самого носителя фонограммы (например, из магнитной записи в цифровую и наоборот).
Распространение фонограммы может осуществляться путем любого правомерного использования в гражданском обороте, в том числе сдачей ее в прокат. Под сдачей в прокат согласно п. 3 ст. 1324 ГК РФ понимается предоставление экземпляров произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.
Импорт экземпляров фонограммы означает пересечение этими экземплярами Государственной границы Российской Федерации и их дальнейшее распространение. Причем распространение включает в себя как распространение на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Изготовитель записи (фонограммы) вправе по договору передать исключительное право на запись другому лицу — новому правообладателю (договор о передаче исключительного права на запись) или предоставить другому лицу право использования записи в установленных договором пределах (лицензионный договор). Вознаграждение за использование опубликованной коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (например, на дискотеке) собирается, распределяется и выплачивается одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашениями между этими организациями.
Исключительное право на запись действует в течение 50 лет, считая с первого года, следующего за годом, в котором осуществлена запись.
Лицо, правомерно осуществившее переработку записи, приобретает право на переработанную запись.
По истечении срока действия исключительного права запись переходит в общественное достояние.