Классификация правовых актов
В юридической науке выделяют различные виды правовых актов. Это связано с многозначностью и разнообразием правовых актов, их различными классификациями и смысловыми значениями.
В классификации правовых актов, основанной на особенностях правового содержания, необходимо выделять четыре основные группы правовых актов: нормативные правовые акты, правоинтерпретационные акты, правоприменительные акты, акты реализации прав и обязанностей.
Нормативные правовые акты — акты правотворчества компетентных органов, должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, которые устанавливают, изменяют, отменяют общеобязательные правила поведения (нормы) для неопределенного круга лиц и рассчитаны на постоянное или длительное применение. Разновидностями нормативного правового акта является закон и подзаконный акт, где первые принимаются представительными (законотворческими органами), а вторые — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами государственной власти.
Нормативный правовой акт имеет ряд характерных особенностей, позволяющих выделить его из общей массы правовых актов.
- 1. Нормативные правовые акты отличается относительной оперативностью в их издании, возможностью при необходимости их частично изменить либо дополнить.
- 2. Принадлежит к специфическому типу официальных актов, который во всех случаях выражает волю государства, что позволяет в масштабах всей страны единообразно регулировать общественные отношения. Если иные формы права государство санкционирует, то нормативный правовой акт оно создает. Именно этот признак выделяет нормативный правовой акт из числа иных форм права.
Правоинтерпретационные акты — акты, содержание которых составляет разъяснение компетентными органами государственной власти правовых предписаний нормативного или индивидуального характера. Правоинтерпретационные акты не могут формировать нормы права. Они могут содержать только разъяснения норм права (как следует понимать тот или иной правовой термин, положение, как следует квалифицировать те или иные факты, как следует применять закон). Разновидностями правоинтерпретационных актов являются акты официального нормативного толкования, имеющие общее значение и акты индивидуального (казуального) толкования, имеющие отношение только к конкретному случаю реализации права.
Правоприменительные акты — акты компетентных органов государственной власти, содержащие индивидуальные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам.
Акты реализации прав и обязанностей — акты, возникшие в результате соглашения между соответствующими субъектами (предприятиями, организациями, учреждениями и т. д.), содержащие индивидуальные правовые решения (например, сделки, договоры и иные акты-документы).
В зависимости от формы выражения правового акта как волеизъявления уполномоченного субъекта следует различать: односторонние и совместные правовые акты.
Односторонние правовые акты — это правоприменительные акты, двусторонние акты — это договорные акты.
В первом случае между субъектами права возникает правовая связь, которая образуется путем слияния в единое общее волеизъявление или путем согласования волеизъявлений.
Особенность двусторонних (договорных) правовых актов заключается в том, что они основаны на объединении волеизъявлений нескольких субъектов. Договорный акт признается правовым актом, оформляющим выражение обособленных согласованных волеизъявлений субъектов права.
В зависимости от юридического характера правовые акты разделяются на: правовые акты материального характера (например, гражданский кодекс, приказы и т. д.) и правовые акты процессуального характера (например, гражданский процессуальный кодекс, решение суда, регламент законодательного собрания и т. д.).
Правовые акты различаются и по порядку принятия. Например, акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке (законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, законодательных органов субъектов Федерации), и правовые акты, принимаемые на основе единоначалия (указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения главы областной администрации и др.).
В зависимости от принципа разделения властей или специфики деятельности уполномоченных субъектов (органов государственной власти):
- • правовые акты органов законодательной власти Федерации и субъектов РФ;
- • правовые акты органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ;
- • правовые акты органов судебной власти РФ.
В таком многообразии классификаций правовых актов важно четко отграничивать друг от друга различные виды правовых актов, так как каждый из них имеет свою собственную природу, определенные цели и выполняет свое предназначение. Отсутствие четкой иерархичной системы правовых актов приводит к возникновению противоречий между ними.
Решением данной проблемы может быть только закрепление единой системы правовых актов, основанной на системном подходе к построению их иерархии и определению их соотношений и взаимосвязей.
Системный подход позволяет установить, что различные виды правовых актов соответствующим образом взаимосвязаны между собой.
В частности, нормативный акт, как известно, есть основа для правоприменительных, правоинтерпретационных и договорных актов. Поэтому, с одной стороны, ошибки, допущенные в правотворческом процессе при принятии нормативного акта, с неизбежностью влекут за собой ошибки в правоприменении, толковании, автономном регулировании. С другой стороны, дефекты, существующие в правоприменительных, правоинтерпретационных и договорных актах, могут парализовать или исказить действие и собственно нормативных актов.
В общем виде система правовых актов в России выглядит следующим образом:
- • международные правовые акты (конвенции, пакты и др.)
- • законы (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ);
- • подзаконные нормативные акты (указы, постановления и др.)
- • акты толкования права (разъяснения, определения и др.);
- • правоприменительные акты (приговоры суда, протоколы, приказы и др.);
- • акты реализации прав и обязанностей (обращения, заявления, иски и др.).
Сохранение иерархического порядка соотношения правовых актов, основанного на их юридической силе является одним из условий их эффективного взаимодействия. Проблемы упорядочения правовых актов, установление полноценных структурно-функциональных связей между ними в современный период бурного развития российской правовой системы приобретают большое теоретическое и практическое значение и все более настоятельно требуют своего решения.