Общая информация
Чтобы получить доступ к порталу Госуслуги необходимо наличие подтвержденной учетной записи физического лица.
Войти в свою учетную запись можно по электронной подписи. Такой способ является самым безопасным.
Электронная подпись (ЭП) — это средство для защиты конфиденциальности и целостности электронных документов (файлов). С помощью нее можно подписывать юридически значимые документы и осуществлять электронный документооборот. ЭП выполняет две основные функции: подтверждает, что документ подписал именно владелец подписи, и фиксирует документ — после создания и подписания изменения уже невозможны.
В электронном документообороте применяется два вида ЭП:
- простая ЭП;
- усиленная ЭП (может быть квалифицированной или неквалифицированной).
На портал Госуслуги можно войти при помощи простой или квалифицированной ЭП. Но только квалифицированная ЭП позволяет пользоваться всеми сервисами портала.
Простой ЭП является электронная подпись , которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Квалифицированная ЭП имеет юридическую значимость, она равнозначна собственноручной подписи.
Квалифицированную ЭП можно получить только в аккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ).
Безопаснее всего хранить ЭП на Рутокене:
- он защищен PIN-кодом;
- количество попыток ввода PIN-кода ограничено;
- без знания PIN-кода любые действия с ЭП невозможны;
- вы можете подписывать документ на любом компьютере и это будет безопасно.
Рутокен — это криптографическое устройство, предназначенное для безопасного хранения ЭП.
Нельзя передавать ЭП другим людям.
Нельзя хранить ЭП в открытом доступе.
Если злоумышленник украл вашу ЭП, то нужно сразу обратиться в УЦ и отозвать ее.
Смена PIN-кода
Пароль можно изменить в Панели управления Рутокен.
Чтобы установить эту программу необходимо загрузить и установить комплект драйверов Рутокен.
Актуальная версия комплекта драйверов доступна на странице:
После установки на рабочем столе компьютера отобразится ярлык Панели управления Рутокен.
Для Рутокена задан PIN-код, его необходимо ввести в процессе подписания документа или файла.
По умолчанию его значение — 12345678.
Чтобы сменить PIN-код:
Дальнейшие действия будут зависеть от того, какая у вас модель Рутокена. Поэтому на следующем шаге необходимо это определить.
Определение названия модели Рутокена
Чтобы определить название модели Рутокена, подключите его к компьютеру, откройте Панель управления Рутокен и посмотрите на значение в поле Подключенные Рутокен.
Если модель вашего устройства Рутокен ЭЦП 2.0/3.0, то перейдите к процедуре определение типа сертификата.
Если модель вашего устройства Рутокен Lite или Рутокен S, то перейдите к процедуре установка КриптоПро CSP и добавление сертификата в хранилище Личное.
Определение типа сертификата
Чтобы определить тип сертификата:
- Откройте Панель управления Рутокен и перейдите на вкладку Сертификаты.
- Щелкните по строке сертификата и в верхней части окна отобразится информация о типе сертификата.
- Найдите тип своего сертификата в таблице и выполните указанное действие.
Установка КриптоПро CSP и добавление сертификата в хранилище Личное
После регистрации на сайте www.cryptopro.ru становится доступна актуальная версия КриптоПро CSP. Перейдите на страницу:
Загрузите и установите КриптоПро CSP, затем введите действующую лицензию. При необходимости перезагрузите компьютер.
После этого добавьте сертификат в хранилище Личное. Для этого:
- Откройте Панель управления Рутокен.
- Перейдите на вкладку Сертификаты.
- В строке с именем сертификата в столбце Зарегистрирован проверьте наличие установленного флажка.
- Если его нет, то установите его. В результате сертификат будет добавлен в хранилище Личное.
- Перейдите к процедуре вход на портал Госуслуги.
Вход на портал Госуслуги
Дополнительные настройки для работы с ЭП
Если при переходе в личный кабинет в браузере отобразилось следующее сообщение: