Государственный земельный надзор кто осуществляет
Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 января 2015 г. № 1
МОСКВА
Утратило силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081
Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187, от 15.12.2016 № 1369, от 28.06.2017 № 762, от 27.07.2017 № 886, от 07.08.2017 № 943, от 08.09.2017 № 1084, от 08.05.2019 № 574, от 03.08.2019 № 1019, от 07.09.2020 № 1369)
В соответствии с пунктом 11 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном земельном надзоре.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 47, ст. 4919) ;
пункт 26 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 268 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) » (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2316) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 267 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 16, ст. 2295) ;
пункт 19 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2999) .
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный земельный надзор, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1
ПОЛОЖЕНИЕ о государственном земельном надзоре
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187, от 15.12.2016 № 1369, от 28.06.2017 № 762, от 27.07.2017 № 886, от 07.08.2017 № 943, от 08.09.2017 № 1084, от 08.05.2019 № 574, от 03.08.2019 № 1019, от 07.09.2020 № 1369)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
2. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
ж) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 187)
4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
г1) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 № 1369)
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
41. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор с применением риск-ориентированного подхода. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
42. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами государственного земельного надзора земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила) .
Отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения земельного участка в соответствии с критериями отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определенной категории риска согласно приложению № 1.
При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
43. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года;
для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет.
Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
44. При отнесении земельных участков к категориям риска Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются в том числе:
а) информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;
б) сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
в) сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
г) сведения, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
45. Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 42 настоящего Положения. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
46. Перечни земельных участков, указанные в пункте 45 настоящего Положения, содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков;
в) идентификационный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;
г) кадастровый номер земельного участка (при его наличии) ;
д) адрес местоположения земельного участка (при его отсутствии местоположение земельного участка) ;
е) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
47. По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
48. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1084)
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
51. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре». (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2017 № 886)
6. В рамках государственного земельного надзора осуществляются:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее — плановые и внеплановые проверки) ;
систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
7. Ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
Планы проведения плановых проверок составляются отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, а Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами — в рамках ежегодных планов проведения плановых проверок при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
71. Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов) . (Дополнен с 01.10.2017 — Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 с изменениями от 07.08.2017 № 943)
72. Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. (Дополнен с 01.10.2017 — Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762)
73. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) , используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) , безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Дополнен с 01.10.2017 — Постановление Правительства Российской Федерации от 28