Вопрос: В чем различие контракта (муниципальный контракт) и договора (гражданско-правовой договор), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ)? Контракт или гражданско-правовой договор должно заключать бюджетное учреждение в соответствии с п. 4, п. 5 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ? Подпадают ли бюджетные учреждения под требования, установленные постановлением Правительства РФ N 1093 от 28.11.2013, в частности, должны ли они размещать отчеты в соответствии с указанным постановлением? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)
В чем различие контракта (муниципальный контракт) и договора (гражданско-правовой договор), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ)? Контракт или гражданско-правовой договор должно заключать бюджетное учреждение в соответствии с п. 4, п. 5 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ? Подпадают ли бюджетные учреждения под требования, установленные постановлением Правительства РФ N 1093 от 28.11.2013, в частности, должны ли они размещать отчеты в соответствии с указанным постановлением?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рамках отношений, регулируемых законодательством о контрактной системе, понятия «контракт» и «гражданско-правовой договор» являются тождественными.
Требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, распространяются в том числе на бюджетные учреждения.
1. Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), под контрактами в этом законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Государственным контрактом, муниципальным контрактом признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения, соответственно, государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). В п. 5 и п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ перечислены субъекты, являющиеся государственными и муниципальными заказчиками. В соответствии с п. 7 той же статьи бюджетные учреждения именуются заказчиками.
Из приведенных норм следует, что:
— для целей Закона N 44-ФЗ понятие «контракт» является синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ»;
— понятие «государственный контракт» — синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заключаемый государственным заказчиком»;
— понятие «муниципальный контракт» — синонимом понятия «гражданско-правовой договор, заключаемый муниципальным заказчиком»;
— договоры, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ бюджетными учреждениями, в терминологии этого закона являются не государственными или муниципальными контрактами, а просто контрактами (договорами).
При этом положений, требующих именовать соглашение, заключаемое в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, именно «государственным контрактом», «муниципальным контрактом», «контрактом» либо «договором» этот закон не содержит.
Иными словами, в соответствии с Законом N 44-ФЗ всегда заключаются гражданско-правовые договоры, в целях этого закона именуемые контрактами. По существу приведенные термины употребляются в законе как синонимы, каких-либо требований к именованию соглашений, заключаемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, нормативными актами не предусмотрено. Таким образом, к соглашению, заключенному бюджетным учреждением по итогам процедуры определения контрагента, проведенной в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, должны применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ о соответствующих видах гражданско-правовых договоров. То обстоятельство, поименовано это соглашение (в том числе заключенное бюджетным учреждением по основаниям, предусмотренным п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) «договором» или «контрактом», не имеет юридического значения.
Аналогичные разъяснения представлены и на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (смотрите ответ на вопрос «В каких случаях заказчики в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключают контракт, а в каких гражданско-правовой договор?» по ссылке: http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/qa/view.html?pageNo=5&searchPhr ase=&rubricId=42&categories=FZ44&_categories=on&;categories=on&_categorie s=on&_categories=on).
2. Согласно ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 этого закона), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе. Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе такого отчета, а также его форма определяются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Регламентирующее эти вопросы «Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее — Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093. Как видно, в наименовании этого документа упомянуты не все контракты, а лишь государственные и муниципальные. Учитывая значение, в котором эти понятия используются в Законе N 44-ФЗ, формально это обстоятельство могло бы свидетельствовать о том, что Положение не должно распространяться на контракты, заключаемые бюджетными учреждениями в соответствии с Законом N 44-ФЗ (поскольку, как отмечено выше, такие договоры не являются государственными или муниципальными контрактами).
Однако, как следует из ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные ими требования распространяются на все контракты (в том числе заключаемые бюджетными учреждениями), а необходимость соблюдения этих требований бюджетными учреждениями вытекает, в частности, из п. 13 Положения.
Сказанное, как нам представляется, свидетельствует лишь о некорректности использованной в названии постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 и утвержденного им Положения формулировки, но никак не исключает необходимость применения бюджетными учреждениями требований, предусмотренных этими документами.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
25 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.