Вторая кассация в арбитражном процессе
Подборка наиболее важных документов по запросу Вторая кассация в арбитражном процессе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вторая кассация в арбитражном процессе
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Новый этап судебной реформы: конституционные возможности и вызовы
(Андреева Т.К., Улетова Г.Д.)
(«Вестник гражданского процесса», 2020, N 2) Очередной этап судебной реформы ознаменовали изменения в судебной системе России 2014 г., предусматривающие внесение поправок в Конституцию РФ. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был упразднен ВАС РФ, исключено всякое упоминание об арбитражных судах (ст. 127 Конституции РФ исключена) и об арбитражном процессуальном законодательстве (п. «о» ст. 71 Конституции РФ изложен в новой редакции). Фактически устройство судебной системы утратило конституционную основу, поскольку кроме указания на два высших судебных органа — КС РФ и ВС РФ никакие другие суды в Конституции РФ не называются. Названные преобразования в судоустройстве Российской Федерации 2014 г. и их последствия имеют колоссальное значение для дальнейшего существования и развития судебной системы Российской Федерации, изменений в сфере гражданского судопроизводства, обеспечения эффективного механизма судебной защиты прав граждан и организаций. В связи с этим нельзя их недооценивать. Конституционные изменения 2014 г., касающиеся судебной системы, не могли не повлиять на процессуальное законодательство, регулирующее правила судопроизводства в арбитражных судах. К числу принципиальных изменений, внесенных в АПК РФ в 2014 г., следует, пожалуй, отнести увеличение числа судебных инстанций по сравнению с порядком проверки и пересмотра судебных актов арбитражных судов, существовавшим до принятия Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ. В частности, в арбитражном процессе, по аналогии с гражданским процессом, появилась вторая кассация, функции которой возложены на Судебную коллегию ВС РФ. С введением в арбитражный процесс второй кассации и при сохранении суда надзорной инстанции количество судебных инстанций увеличилось до пяти, что следует расценить как недостаток судебной системы, поскольку длительное время сохраняется правовая неопределенность в положении сторон. Конституционная реформа судебной системы и обусловленные ею изменения законодательства о судоустройстве и гражданском судопроизводстве 2014 г. «дали старт» разработке и принятию многочисленных новелл процессуального законодательства, направленных, по утверждению инициаторов этих новелл, на унификацию законодательства о гражданском судопроизводстве. Закон N 451-ФЗ также закрепляет тенденцию расширения использования в гражданском судопроизводстве упрощенных, так называемых безвызывных производств (приказного, упрощенного производств, а в гражданском процессе еще и заочного производства), как по предмету требований, так и по суммарному (денежному) их порогу. Безусловно, принятие решения в рамках письменного процесса, без проведения устных слушаний с участием сторон, без открытого процесса, обеспечивающего общественный контроль за судопроизводством, позволит ускорить судебное разбирательство и минимизировать судебную нагрузку (этим и обосновывались многие изменения в пояснительной записке к проекту Закона). Но можно ли решать вопросы организации судов за счет ограничения основных принципов правосудия?