«Понятие должностного лица в уголовном праве». Все предусмотренные законом коррупционные преступления неразрывно связаны с понятием должностного лица.
Преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ «получение взятки», ст. 285 УК РФ «злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 УК РФ «превышение должностных полномочий» могут быть совершены только с участием должностного лица.
В соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Данные уголовно — правовой статистики: За 2014 г. в результате принятых прокуратурой района мер по координации деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений коррупционной направленности на территории района выявлено 8 преступлений коррупционной направленности, 1 преступление по ст. 285 ч. 1 УК РФ, 1 преступление по ст. 290 ч. 3 УК РФ, 2 по ст. 160 ч. 3 УК РФ и 2 по ст. 292 ч. 1 УК РФ.
Для сравнения за 2013 г. было выявлено 10 преступлений коррупционной направленности, а именно 1 преступление, предусмотренное ст. 290 ч. 3 УК РФ и 1 преступление по ст. 159 ч. 3 УК РФ и 7 преступлений по ст.160 ч. 3 УК РФ и 1 по ст. 159.2 ч. 3 УК РФ. За 1 полугодие 2015 г. на территории района выявлено 2 преступления коррупционной направленности (ст. 285 ч. 1 УК РФ, 290 ч. 5 п. «б» УК РФ).