Основные компоненты понятий «должность» и «служебные обязанности»
Должность — это служебное положение человека в организации, определяющее его роль и место в иерархии и структуре организации, его служебные (должностные) обязанности. Руководитель обладает властью в силу своей должности. Именно служебное положение является источником его полномочий и степени информированности. Обычно служебное положение требует соответствующих компетенций, опыта и квалификации. Все остальные формы власти в организации должностью не определяются.
Служебные обязанности — это рамки поведения, предписанное и строго регламентированное организационное поведение руководителей и специалистов. Они определяются: положением о структурном подразделении; должностной инструкцией; порядком проверок и другими инструктивно-нормативными материалами, которые разрабатываются и постоянно корректируются непосредственным руководством.
Компонентами понятия «служебные обязанности» обычно служат:
- — статус руководителя и диапазон его ответственности, место в служебной иерархии (подчиненность и подчиненные), подотчетность вышестоящему руководителю и порядок обращения к нему;
- — текущие и перспективные задачи, которые необходимо решать, непосредственные обязанности, включающие объем работ, который следует качественно и в установленные сроки выполнить для решения стоящих задач;
- — полномочия по принятию самостоятельных управленческих решений, а также кадровые, финансовые, материальные и временные ресурсы, которые руководитель может использовать самостоятельно для решения поставленных задач, а также моральные и материальные ресурсы, которые он может применять для поощрения или наказания подчиненных;
- — ответственность, охватывающая внутриорганизационные обязательства, которые руководитель принимает на себя для выполнения задач, в том числе: перед вышестоящим руководством, перед подчиненными и коллегами, а также коммерческие (рыночные) обязательства, которые он принимает перед внешними партнерами, контрагентами, инвесторами и потребителями; качественные и количественные критерии наступления ответственности.
На практике очень трудно удержаться в рамках предписанного поведения, поскольку возникает необходимость определенных отклонений от служебной инструкции. Если необходимость нарушений находится в допустимых пределах прав, входящих в компетенцию ближайшей выше- или нижестоящей инстанции, поведение называют «пограничным» должностным поведением или организационно приемлемым и правомочным.
Если же законность поведения снижается значительно, то должностное поведение становится внерамочным. В этом случае необходимо внести коррективы в должностную инструкцию, соответствующие новой ситуации, новым условиям или новому объему работы.
В соответствии с уровнем легитимности в организациях возникает три разновидности поведения должностных лиц: обязательное (по принуждению), должное (по договору), желательное (по собственной воле). Если руководитель отказывается выполнять свои обязанности или если его права не соответствуют обязанностям, то поведение оценивается как нежелательное или осуждаемое. Если его права меньше полномочий, то он должен испросить их у вышестоящего руководства. Если это не получается, то он либо уходит с занимаемой должности, либо работает, пока возможно, задавая себе ограничения или наделяя себя полномочиями самовольно.
Предписанное должностное поведение с сильно развитым компонентом ответственности руководителя, осознанной им самим, называется ответственным должностным поведением. Но ответственность может быть и искаженной, например, ответственность перед несколькими лицами, так называемая веерная ответственность, либо подотчетность сразу нескольким инстанциям и т. п.