Как сделать возврат товара поставщику
Порядок возврата товара покупателем поставщику зависит от того, какую продукцию возвращают — качественную или некачественную. Для бракованных товаров действуют особые правила.
В каких случаях возвращают товар продавцу
Для оформления возврата товара поставщику нужна веская причина. Операцию производят, если:
- Качество не соответствует условиям договора или законодательным требованиям ( ст. 469 ГК РФ ).
- Продавец поставил не тот ассортимент — модель, цвет, размер ( п. 1 ст. 467 , п. 1, 2 ст. 468 ГК РФ ).
- Заказчик выявил при приемке неверное количество или комплектность ( п. 2 ст. 465 ГК РФ ).
Если по договору продавец обязан поставить упакованные изделия, а упаковка отсутствует или повреждена, то заказчик вправе вернуть поврежденную номенклатуру ( ст. 475 ГК РФ ).
Какие документы оформить для возврата
Основные документы, оформляемые при возврате товара поставщику, — уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке или соглашение о расторжении договора, если бракованная вся поставка или отдельная ее часть. Эта документация подтверждает основания возврата. Кроме того, надо подготовить возвратную накладную — унифицированную ТОРГ-12 или собственный бланк покупателя, закрепленный в учетной политике ( ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011 ).
Если возвращаете изделия при приемке, то возвратная накладная не нужна. Все сведения о возвратной операции указывают в накладной на отгрузку товара (п. 2.1.9 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга № 1-794/32-5 от 10.07.1996). Не требуется отдельный договор возврата товара поставщику, если стороны не договорились на обратную реализацию. Для нее новый продавец (бывший покупатель) оформляет счет-фактуру как при обычной реализации.
После возврата продукции продавец выставляет корректировочный счет-фактуру или другой возвратный документ с корректировкой ( п. 10 ст. 172 НК РФ , письма Минфина № 03-07-09/4850 от 28.01.2020, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021). Если изначально передали изделия по универсальному передаточному документу со статусом 1, то возвращение оформляют через корректировочный универсальный документ или КСФ ( письма ФНС № ММВ-20-15/86@ от 17.10.2014 , УФНС № 24-23/3/080514@ от 13.05.2020).
Есть и другие правила, которые надо учитывать при оформлении возврата:
- Если возвращаете товары в рамках нового договора, то составлять корректировочный счет-фактуру не надо. В такой ситуации бывший покупатель становится новым продавцом, а бывший продавец — новым покупателем. Возвратную операцию проводят так: новый продавец выставляет обычную счет-фактуру по реализации, а новый покупатель оформляет приход продукции ( п. 3 ст. 168 НК РФ , письма Минфина № 03-07-09/4850 от 28.01.2020, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).
- Если возвращаете бракованные товары. Покупатель оформляет подтверждающие документы, делает возвратную накладную и акт о несоответствии качества. Нарушения актируют унифицированными ТОРГ-2 или ТОРГ-3 или формами собственной разработки, которые утверждены в учетной политике. При получении некачественных изделий поставщик формирует КСФ ( п. 1.4 письма ФНС № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018 , письмо Минфина № 03-07-11/6171 от 04.02.2019). Корректировку надо выставить в течение 5 дней после составления акта о несоответствии.
Как вернуть качественные товары
Если покупатель оплатил поставку и делает возврат качественного товара поставщику, то он вправе потребовать назад деньги. Заказчик сможет отказать в приемке из-за несоответствия ассортимента или из-за просроченной поставки товарной партии (п. 1 ст. 468, п. 3 ст. 511 ГК РФ ).
Обычно стороны прописывают проведение возвратных операций в договоре. Но если порядок не согласовали, то руководствуйтесь — инструкция возврата товара поставщику и оплаты по нему:
- Подготовьте документы, подтверждающие основания для возвращения. Передайте их продавцу.
- Оформите возвратную операцию и верните номенклатуру продавцу.
- Отправьте контрагенту письмо с требованием вернуть оплату. По правилам поставщик возвращает деньги в течение 7 дней после получения требования ( п. 2 ст. 314 ГК РФ ).
- Направьте претензию, если продавец не вернул оплату в семидневный срок.
- Подайте иск в суд, если продавец не удовлетворит претензию в течение 30 календарных дней. Но помните, что подавать в суд нельзя, пока поставщик не заберет то, от чего вы отказались ( п. 3 ст. 328 ГК РФ ).
В Гражданском кодексе не прописан срок возврата товара поставщику, но если заказчик принял ассортимент на ответственное хранение, то он вправе вернуть его после окончания разумного срока, в который поставщику надо вывезти или распорядиться возвращенной партией ( ст. 514 ГК РФ ). Если же срок возврата прописан в договоре, то руководствуйтесь им ( ст. 309 , п. 4 ст. 421 ГК РФ ).
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно оформить документы по возврату.
Минфин разъяснил, как оформить возврат товара поставщику, если возвращаете качественную номенклатуру, — как обратную реализацию. В таком случае стороны составляют новое соглашение, где заказчик становится продавцом, а поставщик — покупателем. Обратную реализацию надо учесть как обычную продажу по новому договору: начислить НДС и выставить счет-фактуру на отгрузку. А для налога на прибыль — признать выручку и списать стоимость изделий в расходы (письма Минфина № 03-03-06/1/79496 от 06.11.2018, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).