Добровольное страхование жилья в платежке ЖКХ. Что входит в услугу, стоит ли ее оплачивать
Все знают строчку «добровольное страхование» в квитанции ЖКХ. Несмотря на то что страховка включена в квитанцию, только за собственником остается решение – оплачивать ее или нет. При этом нигде не поясняется, что это за добровольное страхование и для чего оно нужно. Так платить или не стоит?
Что такое добровольное страхование в квитанции ЖКХ
Добровольное страхование в квитанции ЖКХ – это страховка лица (собственника жилого помещения) от потери имущества при наступлении чрезвычайной ситуации.
Договор страхования заключается в безакцептном порядке. Это означает, что если человеку пришла квитанция за ЖКХ со строчкой о страховании, и гражданин оплатил указанную в ней сумму, то тем самым автоматически согласился на участие в программе добровольного страхования. Это же правило действует и в обратную сторону: если гражданин не заинтересован в страховке, нужно просто платить только за услуги ЖКХ.
Преимущество такой страховки в том, что она обойдется в разы дешевле тех вариантов, которые предлагают страховые компании. С другой стороны, пространства для маневра тут нет – все строго регламентировано государством.
Да, уже много лет плачу, на всякий случай Нет, никогда не платил(а), так как не верю ни в какое страхование Моя квартира застрахована, но по специальной программе
Что и в каком объеме покрывает
Страхователь может рассчитывать на покрытие следующих рисков:
- пожар и правомерные последствия его тушения;
- аварии отопительных, водопроводных, канализационных систем, водостоков и правомерные действия по их ликвидации;
- взрывы по любой причине за исключением террористического акта;
- сильный ветер свыше 20 м/с, смерч, ураган и т. п.
Ущерб возмещается, если вышеуказанные события произошли как в застрахованном помещении, так и вне его, но застрахованное жилье при этом пострадало. Оценка ущерба производится специалистами страховой компании и зависит от площади пострадавших элементов.
Страховка распространяется только на конструктивные элементы (инженерные коммуникации, окна, стены, пол, потолок и т. п.). Обстановка квартиры сюда не входит.
Данная страховка на жилье существует уже не первый год, но в 2019 году вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 №320, который был призван простимулировать добровольное региональное страхование от чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68, при наступлении чрезвычайной ситуации граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу. Обязанности по возмещению взяло на себя государство, и это касается всех граждан РФ – даже тех, чье жилье не было застраховано.
Однако с принятием ФЗ №320 участники программы добровольного страхования жилья получили дополнительные бонусы: страхователям полагается денежная выплата. Она рассчитывается, исходя из страховой суммы, и составляет от 300 до 500 тыс. рублей от страховщиков плюс доплаты от региональных властей. Те, кто жилье не застраховал, смогут рассчитывать только на государственную помощь – выплат от страховых компаний им не будет.
Также граждане, добровольно застраховавшие жилье, получили возможность выбрать способ возмещения ущерба: получить новое жилье из муниципального фонда или получить госпомощь в денежном выражении и купить то жилье, которое им нравится.
Поскольку закон говорит о добровольном региональном страховании жилья, то в регионах могут быть свои нюансы. Например, стоимость добровольного страхования различается, исходя из субъекта РФ (но складывается из стоимости жилья и рисков, которые покрывает страховка).
Что страхователю нужно знать об услуге
Страховка начинает действовать с 1 числа следующего месяца с момента оплаты. Например, если человек внес деньги в январе, то страховка будет работать с февраля. Срок ее действия – месяц, поэтому, если лицо желает быть постоянно застрахованным, нужно своевременно оплачивать счета ЖКХ. В противном случае, действие договора приостанавливается, но ранее уплаченные деньги уже не возвращаются.
Если человек хочет отказаться от ранее уплачиваемой страховки (например, не желает пролонгировать договор страхования или просто единожды оплатил страховку по ошибке, не вчитываясь в квитанцию), нужно обратиться в страховую компанию. Дополнительно можно обратиться в свою управляющую компанию, чтобы совсем исключить строку со страхованием из квитанции.
Никто не может принудить гражданина страховать свое жилье. Поэтому, если страховка изначально не нужна, следует ставить галочку напротив графы «Итого к оплате» без учета страховки и платить указанную там сумму.
При наступлении страхового случая для возмещения ущерба необходимо сначала обратиться к коммунальным службам, которые составят соответствующий акт. Далее с подтверждающим случившееся документом нужно в течение трех рабочих дней обратиться в страховую компанию.
После подачи документов будет произведена их проверка и при положительном решении – перечисление денежных средств страхователю.
Подводные камни: на что не может рассчитывать страхователь
Основной подводный камень состоит в том, что, если гражданин оплачивал добровольное страхование, но потом по какой-то причине своевременно не оплатил услуги ЖКХ (а, значит, не внес деньги на счет страховщиков), а чрезвычайная ситуация произошла, то страховка не будет выплачена. Останется рассчитывать только на госпомощь в общем порядке.
Имеют значение причины и условия наступления потенциально страховой ситуации. Если условия будут не соответствовать прописанным в договоре, то выплат не будет. Поэтому, прежде чем оплачивать добровольное страхование, желательно позвонить страховщику или зайти на их сайт, чтобы узнать подробности.
Многое зависит от регионов, но в большинство добровольных страховых программ в страховые случаи не входят: