Бюджетный кодекс РФ. Значение и сущность бюджетного кодекса
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Значение бюджетного кодекса РФ состоит в упорядочивании внутреннего устройства бюджетов субъектов РФ, четком размежевании расходных полномочий между разнородными органами власти, размежевании налоговых полномочий и закреплении доходных источников за разноуровневыми бюджетами, создании и развитии объективных и прозрачных алгоритмов финансовой помощи всевозможным региональным и местным бюджетам, повышении качественных характеристик управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровне. В сферу действия бюджетного кодекса РФ входят все правовые отношения между субъектами бюджетного права.
Бюджетные права РФ — это совокупность прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ.
Бюджетные права РФ, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:
- -бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства;
- -бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов.
Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. То есть, РФ имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.
К бюджетным правам РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно отнести:
- — установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ;
- — определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития;
- -определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
- -установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ;
- -установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня;
- -утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды;
- — установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления;
- — установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами;
- — осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории РФ;
- — установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней;
- — составление консолидированного бюджета РФ.
Осуществление перечисленных бюджетных прав РФ направлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории.федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня.
К бюджетным правам РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов относятся:
- — право на свой бюджет (федеральный);
- — право на получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет;
- -право на определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направлениям;
- -право на организацию и осуществление бюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета);
- — право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;
- — право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;
- — право на утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета. Оборотная кассовая наличность образуется за счет остатков средств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов (несовпадение по времени должного поступления денежных средств в бюджет с их плановым использованием). В конце финансового года оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена до утвержденного при ее образовании уровня;
- — право на образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета;
- — право на законодательное регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета;
- — право на утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном уровне;
- — право на определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета;
- — право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения;
- — право на введение механизма секвестра по федеральному бюджету;
- — право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на: - — собственный бюджет;
- — получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
- — использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства или его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;
- — самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;
- — распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;
- — формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;
- — объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;
- — привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);
- — оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;
- — компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;
- — самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);
- — правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);
- — судебную защиту бюджетных прав.
Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.
Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.
Таким образом, бюджетный кодекс РФ — это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.