Является ли должностным лицом директор ООО?
Является ли должностным лицом директор ООО по найму, не входящий в состав учредителей и подлежит ли адм. отв-ти по 15.33.2 КоАП как должностное лицо?
Ответы на вопрос:
Должностное лицо согласно КоАП
В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Должностное лицо согласно УК РФ
Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.
В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Должностное лицо и судебная практика
Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД 17-1484, А 40-91243/2016).
Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Тем самым, Директора можно считать в качестве должностного лица.
Надеюсь, информация была полезной!
С уважением, Александр Т.
Читайте также:
Похожие вопросы
Должностное лицо, составляющее протокол, обязательно должно быть из гос организации?
Должностное лицо, составляющее протокол, обязательно должно быть из гос организации?
В местном КоАПе наделяются полномочием составлять протоколы об АП должностные лица.
Директор частной фирмы, являющийся членом адм комиссии, например может?
Вот вам полный список
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
См. комментарии к статье 28.3 КоАП РФ
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в часть 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:
Пункт 1 изменен с 22 июня 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 206-ФЗ
См. предыдущую редакцию
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 — 5.12, 5.14 — 5.16, 5.22, 5.26, 5.35 — 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49, 5.69, 6.1.1, частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.10, 6.11, 6.12, 6.13, 6.13.1, 6.15, 6.16, 6.16.1, 6.18, 6.20, 6.21, 6.22, 6.23, статьей 6.36 (в случае обращения граждан или организаций), статьей 7.1, статьей 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), статьями 7.3 — 7.6, статьей 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), статьями 7.9, 7.11 — 7.15.1, 7.17, 7.19, статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), статьями 7.27, 7.27.1, частью 1 статьи 8.2 (в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций), статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушению правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и транспортировке пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.5, статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к транспортировке самовольно снятой почвы), частями 1 и 3 — 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, частями 1, 2 и частью 3 (в части перевозки заведомо незаконно заготовленной древесины) статьи 8.28, частью 5 статьи 8.28.1, статьями 8.29 — 8.32, частями 1 — 2 статьи 8.37, статьями 8.42, 9.7, 9.10, статьей 10.2 (при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии), статьей 10.3 (при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии), статьей 10.5.1, частью 2 статьи 11.1, частями 1 — 4 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, частью 2 статьи 11.6 (за исключением административных правонарушений по уничтожению или повреждению сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта), частями 2 и 3 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 4 — 6 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.26, 11.27, 11.29, частью 4 статьи 12.2, частями 2 и 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2 и частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4-7 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 13.2 — 13.4, 13.10, частями 1, 2 и 5 статьи 13.12, статьями 13.13, 13.14, статьей 13.14.1 (в пределах своих полномочий), частями 2, 5, 9 — 11 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.18, статьями 13.21, 13.29, 13.30, частью 2 и частью 2.2 (в части, касающейся повторного совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 13.31 настоящего Кодекса) статьи 13.31, статьей 14.1, частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 14.1.1, статьей 14.2, частью 1 статьи 14.4 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), частями 3, 4, 6 и 7 статьи 14.4.1, статьей 14.7 (по обращениям граждан), статьями 14.10, 14.14, статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), статьями 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.23, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.37, 14.38, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), статьями 14.62, 15.13, 15.14, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), статьями 17.1 — 17.3, 17.7, 17.9 — 17.13, статьей 17.17 (в части нарушения временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления автомобильными транспортными средствами, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами), статьями 18.2 — 18.4, частями 1.1, 3.1, 4 и 5 статьи 18.8, частями 1 — 3 статьи 18.9, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11, 18.12, 18.13, 18.14, частями 1, 3 и 4 статьи 18.18, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьями 19.1, 19.3, частями 1, 2, 4 — 6 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.4.2, частями 1, 7 — 7.2, 8, 8.1, 10 — 12, 15, 27, 28 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.11 — 19.13, 19.15 — 19.17, 19.20, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.33, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 — 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.5, 20.6, частями 4, 4.1, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, 20.12, 20.13, 20.15, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), частями 2, 3 и 5 статьи 20.25, статьями 20.28, 20.29, 20.31, 20.32, статьей 20.35 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса;
См. текст пункта 2 части 2 статьи 28.3
См. текст пункта 3 части 2 статьи 28.3
Пункт 4 изменен с 1 марта 2021 г. — Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 14-ФЗ
См. предыдущую редакцию
4) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, статьей 19.34, статьей 19.34.1 (в пределах своих полномочий), статьей 20.33 настоящего Кодекса;
Пункт 5 изменен с 10 августа 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 237-ФЗ
См. предыдущую редакцию
5) должностные лица налоговых органов — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 14.1.1, статьей 14.1.1-1, частью 3 статьи 14.5, частями 5.1 и 8 статьи 14.13, статьями 14.25.1, 15.3 — 15.9, 15.11, частью 3 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
6) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
См. текст пункта 6 части 2 статьи 28.3
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ в пункт 7 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
7) должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 — 20.7 настоящего Кодекса;
Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ в пункт 8 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1, частью 5 статьи 14.25 настоящего Кодекса;
9) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с н