Машиночитаемые доверенности
Обновления законодательства в 2022 году вносят большие изменения в бизнес-процессы компаний. Вступают в силу новые требования к выдаче и использованию сертификатов электронной подписи (ЭП). Рассказываем, что меняется для руководителей и сотрудников организаций и для чего понадобятся машиночитаемые доверенности (МЧД).
- Что такое МЧД
- Требования к МЧД
- Порядок работы с ЭП
- КЭП руководителей
- КЭП сотрудников
- Сроки внедрения МЧД
Подписание электронных документов в Контур.Диадоке отвечает всем требованиям законодательства
Что такое МЧД
Поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ вступают в силу в 2022 году. Суть изменений в том, что сотрудники компании будут использовать сертификаты ЭП физлица, в которых указаны только их личные данные. Документы должен подписывать руководитель или его уполномоченное лицо. Чтобы подтвердить полномочия и сохранить юридическую значимость документа, компании будут применять машиночитаемую доверенность.
Машиночитаемая доверенность — это электронная доверенность руководителя организации, которая передает полномочия сотруднику при подписании документов. Таким работником в компании может быть бухгалтер, секретарь или менеджер по закупкам — человек, которому чаще всего необходимо ставить подписи от лица организации. Доверенность не нужно заверять у нотариуса. Достаточно, чтобы руководитель подписал ее своей квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Требования к МЧД
В соответствии с приказом Минцифры РФ от 18.08.2021 № 857, создавать доверенность необходимо в электронном виде в формате xml. Тот же приказ Минцифры описывает информацию, которую необходимо указать в документе:
- наименование и номер;
- сведения о доверителе для физлица или ИП;
- сведения о доверителе для российского и иностранного юрлица;
- сведения о представителе;
- дату совершения и срок действия;
- перечень полномочий с идентификаторами по классификатору;
- идентифицирующие сведения об информационной системе для проверки данных о досрочном прекращении действия;
- усиленную квалифицированную электронную подпись;
- возможность передоверия.
Порядок работы с ЭП
Дополнения и корректировки в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ вносят изменения в привычный порядок обработки документов. Меняются не только требования к сертификату электронной подписи сотрудников, но и руководителей.
КЭП руководителей
С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций и ИП должны обращаться за КЭП в удостоверяющий центр ФНС или к ее доверенным лицам. Руководители кредитных организаций и государственных органов будут получать сертификаты ЭП в УЦ Центробанка и Казначейства, соответственно.
Доверенное лицо не сможет забрать сертификат электронной подписи за своего руководителя. Необходимо прийти самостоятельно, чтобы подтвердить свою личность, и принести с собой токен. Это физическое устройство, похожее на флешку, на которое записывают сертификат ЭП. Токен можно купить в удостоверяющем центре или специализированном магазине.
Ключ сертификата электронной подписи невозможно скопировать с одного токена на другой или в реестр. Один сертификат используют только на одном компьютере.
К обмену документами в Контур.Диадоке можно подключиться с сертификатом электронной подписи из любого аккредитованного УЦ. Руководитель может получить такую подпись до конца 2021 года
КЭП сотрудников
Поправки в Федеральном законе № 63-ФЗ изменили привычный порядок. До конца 2022 года работники могут использовать сертификаты электронных подписей, которые выдают юрлицам. С 1 января 2023 года сотрудники должны получать сертификаты ЭП физлица, в которых указаны только их данные и не будет реквизитов организации.
Выдачей занимается любой аккредитованный УЦ. Сертификат электронной подписи физлица является персональным. Это значит, что работник может использовать его не только в рабочих, но и личных целях. Но подписывать документы в организации им не получится — такую подпись не примут ФНС, ФСС и другие органы. Дополнительно придется выпустить машиночитаемую доверенность, подписанную руководителем. При обработке электронного документа в компании работник будет прикладывать к нему сертификат ЭП и МЧД.
Сроки внедрения МЧД
Глобальный переход на новые требования Федерального закона № 63-ФЗ был назначен на 1 января 2022 года. С этой даты запланировано начало работы сотрудников с сертификатами ЭП физлиц и использования машиночитаемых доверенностей.
В октябре 2021 года межведомственная рабочая группа провела совещание по развитию ЭДО. На встрече пришли к выводу, что массовый переход компаний на новые требования выдачи сертификатов электронных подписей пока невозможен.
24 декабря 2021 года Совет Федерации одобрил Законопроект № 1137043-7. Он передвинул сроки обязательного введения МЧД. Переходный период продлится с 1 марта по 31 декабря 2022 года. А уже с 1 января 2023 года обязательно использовать машиночитаемую доверенность вместе с ЭП физлица.
У организаций и их руководителей есть время подготовиться к работе с электронными подписями и доверенностями по новым требованиям. За 2022 год компаниям важно успеть внести доработки в учетные системы и скорректировать бизнес-процессы. По ожиданиям специалистов, в начале 2022 года будет сформирована полноценная нормативно-правовая база для применения машиночитаемых доверенностей.
Специалисты Контур.Диадока помогут подготовиться ко всем изменениям в обработке электронных документов
Вопрос-ответ
Будут ли действовать старые сертификаты ЭП после 2022 года?
Так как сделать заявку на выпуск сертификата можно в любой момент, важно понимать, как КЭП будет работать с новыми требованиями. Все зависит от аккредитации УЦ. Если ее нет, то для применения разрешены сертификаты, выпущенные до 1 июля 2021 года. При этом их срок действия ограничен до 31 декабря того же года.
У сертификатов ЭП, выпущенных аккредитованными УЦ, правила другие:
После 1 июля 2021 года, но до аккредитации | Нет |
До 1 июля 2021 года | Да, до истечения срока действия, даже в 2022 году |
После аккредитации |
Все сертификаты ЭП юрлица, выданные сотрудникам в 2022 году, должны будут прекратить свое действие 31 декабря 2022 года. Руководители в 2022 году тоже смогут работать со старыми сертификатами, а новые должны получать уже в УЦ ФНС или ее доверенных УЦ.
Изменения в 63‑ФЗ. Ответы на популярные вопросы
Как проверить срок действия сертификата электронной подписи?
Самый простой способ — зайти в личный кабинет своего удостоверяющего центра. Все выпущенные сертификаты должны храниться там с прописанными сроками. В Удостоверяющем центре Контура для этого есть вкладка «Действующие».
Что такое классификатор полномочий в МЧД?
Полномочия в МЧД — это действия, которыми руководитель наделяет своего представителя для работы с документами. По классификатору руководитель сможет быстро назначать необходимые права для работы с документами должностному лицу.
Требования и порядок формирования к этому списку прописаны в приказе Минцифры от 18.08.2021 № 856. Сведения о полномочиях будут передавать для хранения в информационную систему головного удостоверяющего центра, фиксируя уникальный идентификатор, название и дату включения в классификатор. Получить сведения заинтересованные лица смогут на портале Госуслуг.
Может ли МЧД быть в бумажном виде?
Именно машиночитаемая доверенность — нет. По-другому ее называют электронной как раз потому, что ее необходимо хранить не на бумаге. МЧД планируют прикреплять к документу вместе с сертификатом ЭП. Поэтому электронное хранение доверенности целесообразно.
Бумажную доверенность с электронными документами можно использовать как минимум до того момента, пока не наступит период обязательного применения МЧД — 1 марта 2022 года. Также полномочия подписанта могут быть прописаны в учетной политике компании.
Тем не менее эксперты не исключают вариант, что доверенность на бумаге могут запретить для применения в ЭДО. Необходимо ждать выпуска соответствующих нормативно-правовых актов.
Поможем перевести документооборот в организации с бумаги в электронный вид