Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ: проблема соотношения
Чернышева, Т. М. Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ: проблема соотношения / Т. М. Чернышева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11344/ (дата обращения: 18.09.2022).
В научной и учебной литературе подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый государственным органом на основе закона и закону не противоречащий. «Подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его положений» [1, с.102]. Можно выделить следующие признаки подзаконных нормативных актов: основываются исключительно на законе, подзаконные акты сосредоточены на дополнение, разъяснение, изменение положений, сформулированных в законе. Подзаконные акты могут быть приняты только с соблюдением установленной процедуры уполномоченным на то государственным органом, они могут быть приняты в пределах компетенции правотворческого органа и регулировать отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать определенным требованиям, предъявленным к их форме. [2, с.10]
На основе признаков подзаконного нормативного акта можно выразить его сущность. Под подзаконным нормативным актом понимают нормативный акт, который издается в соответствии с законом, уполномоченным на то органом, направленный на исполнение и развитие положений закона и регулирующий отдельные конкретные стороны общественных отношений.
Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той структуры, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих структур. Однако встает вопрос: «Как соотносятся закон и подзаконный акт?». Соотношение закона и подзаконного акта базируется на верховенстве закона и тем самым сокращает сферу действия подзаконных актов [3, c. 347]. Существует общепринятая классификация видов подзаконных нормативных актов по юридической силе:
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
- Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами);
- Нормативные документы местных структур самоуправления;
- Локальные нормативные акты.
Как отмечает А. Б. Венгеров, существует проблема соотношения закона и указа. Эта проблема имеет длительную историю, она возникла в монархических формах правления, при конституционной монархии, как, например, соотношение указа императора и парламента» [5, c. 348]. И сегодня в научной литературе нет однозначного подхода к соответствию закона и Указа президента.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Из ст.90 Конституции РФ можно выделить отличительные признаки нормативных указов Президента РФ: они не должны противоречить федеральным законам, однако имеют первенствующее значение по отношению к иным подзаконным актам. Они содержат нормы права, при помощи которых регулируют различные сферы общественной жизни, носят обязательный характер. Следовательно, Указ президента — это правовой акт главы государства, который через него реализует свои полномочия. Однако следует помнить о том, что в правовом государстве, каким является Россия, огромную роль играет принцип «верховенство закона» [2.с.23]. Это один из основных принципов правового государства, он означает не только обязательное исполнение закона, но и соответствие всех НПА актов закону.
В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ, между ними, несомненно, существует различие. Считается, что указ — акт, который распространяется на более широкий круг правоотношений, а распоряжение — документ определенного предписания. Обычно правотворческая деятельность президента РФ сопровождает наиболее важные вопросы управления государством. Указы президента обращены вопросам назначения на должность, присвоения звания и т. д.
Указы президента РФ часто являются правоприменительными актами, а отличие распоряжений Президента от указов относительно и это вопрос может рассматриваться в соответствии с каждым особенным случаем. Таким образом, можно сформировать понятие указа президента нормативного характера. Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, регулирующий различные сферы общественной жизни и носящий первенствующий характер по отношению к другим подзаконным актам, который включает в себя нормы права [3, с.348].
Следующим важным подзаконным актом, регулирующим правовую сферу общественной жизни являются постановления правительства РФ. Главная цель издания таких подзаконных актов — это соблюдение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, все правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.
Исполнение данных подзаконных актов производиться только в пределах их полномочий и ведения России совместно с ее субъектами. В подзаконных актах правительства Росс можно выделить подзаконные федеральные акты. Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое значение (действуют только на лиц, работающих в данной отрасли). В связи с межотраслевой направленностью министерств (ведомств) эти акты могут быть перенаправлены нескольким министерствам и могут регулировать межотраслевые отношения.
В структуру подзаконных актов РФ входят акты федеральных министерств и ведомств, они издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут содержать: нормативные документы, регулирующие наиболее важные вопросы работы федеральных органов исполнительной власти.
По Конституции, местные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ). Однако следует отметить, что и в этом случае должен быть реализован принцип «верховенства закона». В рамках своих полномочий, территориальные власти издают: распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления, акты законодательных структур, нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.
Вся современная структура права и соотношений подзаконных нормативных актов и законов обеспечивает лидерство закона и определенным образом сокращает сферу непосредственного регулирования подзаконных актов. Если подзаконный акт издается с какими-либо нарушениями, это влечет за собой появление юридической коллизии, то есть, возникновение противоречий между подзаконными нормативными актами по одному и тому же вопросу. Для устранения данной ситуации необходимо выполнить определенные действия:
– если нормативные акты были изданы одним и тем же органом, тогда в силу вступает последний принятый акт
– если акты были изданы разными органами, тогда в силу вступает тот, который был издан вышестоящим органом
– если такая ситуация возникает между специальным актом и общим актом, тогда в силу вступает специальный акт.
- Сырых В. М. Теория государства и права. М.,2007- 344с.
- Улетова Г. Д. Источники исполнительного права: автореф. дисс. на соик. уч. степ. д-ра юрид. наук. М.,2007.- 38с.
- Венгеров А. В. Теория государства и права; Учебник для юридических вузов — М., 209. — 526с.
- Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России //Материалы IV международной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы», Казань, 23–36 июня. 2016, — С.23–26.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, подзаконный акт, указ президента, подзаконный нормативный акт, общественная жизнь, государственный орган, местный орган самоуправления, нормативный характер, правовое государство, специальный акт.
Похожие статьи
«Законодательство»: узкое или широкое понимание?
Рассмотрим такой вид подзаконных нормативных правовых актов как указы Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ).
Они как бы выбиваются из схемы «закон — подзаконный акт» и занимают в системе законодательства особое положение.
Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.
— на государственном уровне (Конституция РТ, законы и подзаконные акты — указы Президента РТ; постановления Правительства РТ; нормативные правовые акты министерств и ведомств); — на уровне местного самоуправления.
Нормативно—правовое регулирование миграционных отношений.
на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств)
Характеристика источников права Российской империи 1832–1917 гг.
Подзаконные нормативные правовые акты издавались, как и до принятия Свода, всеми высшими органами власти, а также некоторыми представителями местной администрации.
Законность в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»
При коллизиях местных нормативно—правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта.
Кроме того, проектом предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по изданию подзаконных нормативных правовых актов в.
Нормативно—правовая база государственной гражданской.
Так на федеральном уровне подзаконные нормативно—правовые акты представлены Указами Президента, Постановлениями Правительства и другими подзаконными актами, а на региональном уровне — постановлениями областной Думы.
Локальные нормативные акты вне системы нормативных.
1) законы и подзаконные
во-первых, это правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций
Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале.
Наряду с этим используется термин «подзаконное правотворчество», которым обозначают подготовку и принятие иных, помимо законов, нормативных правовых актов. Исключение делается для указов Президента Российской Федерации исходя из самостоятельности его.
Законодательная и нормативно-методическая регламентация.
Такие виды подзаконных нормативно—правовых актов как постановление, инструкция, приказ, распоряжение и др., издаются с целью конкретизации и исполнения Федеральных законов, Указов Президента и Распоряжений Правительства РФ.