ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ НАЧАЛА В ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»
Статья посвящена исследованию публично-правовых и частно-правовых начал в правовой природе государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В работе раскрываются различные взгляды ученых по поводу отнесения данного института к административному или гражданскому праву, а также проводится анализ норм законодательства в указанной сфере.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тешебаева А.Н.
К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовое значение и проблемы применения
Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ НАЧАЛА В ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ»
ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ НАЧАЛА В ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
Преподаватель, кафедра гражданского и семейного права Кыргызской государственной
Статья посвящена исследованию публично-правовых и частно-правовых начал в правовой природе государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В работе раскрываются различные взгляды ученых по поводу отнесения данного института к административному или гражданскому праву, а также проводится анализ норм законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: публичное право, частное право, государственная регистрация, недвижимость, интерес.
Keywords: public law, private law, state registration, real estate, interest.
Рассматривая институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество, необходимо отметить, что он обладает признаками межотраслевого комплексного института, который находится на стыке частно-правового и публично-правового регулирования.
В современных научных работах можно встретить утверждения о комплексном характере института государственной регистрации с выделением приоритета частноправовых или публично-правовых начал. Думается, что подобное выделение предопределяется углом зрения конкретного исследователя.
Так, например, Е.В. Полунеева считает, что «институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит межотраслевой характер, в котором гражданское законодательство играет доминирующую роль по охране прав и законных интересов граждан, юридических лиц и других участников имущественного оборота» [1, 7].
И.К. Воронин определяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество как неотъемлемую часть механизма административно-правового регулирования общественных отношений [2, 8].
Схожие подходы демонстрируют и другие ученые, определяя государственную регистрацию либо с позиции превалирующей гражданско-правовой составляющей, либо с точки зрения административно-правового наполнения данного института.
Анализируя имеющиеся в правовой науке подходы к определению правовой природы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует отметить, что ее исследование должно проводиться на более глубоком теоретическом уровне, с учетом критериев разграничения права на публичное и частное и последующее отнесение государственной регистрации к соответствующей системе правовых норм с учетом того, насколько тот или иной критерий находит свое отражение в нормах, регулирующих государственную регистрацию прав на недвижимость.
Так, ст. 180 Гражданского кодекса Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года № 15 (далее по тексту — ГК КР) устанавливает, что «сделки с недвижимым имуществом и права, вытекающие из сделок с недвижимым имуществом (отчуждение, ипотека, принятие наследства и др.) и связанные с установлением, возникновением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, подлежат государственной регистрации
Порядок регистрации прав и ведения соответствующих реестров определяется законом» [3].
© Тешебаева А.Н., 2017 г.
Таким образом, гражданское законодательство, хоть и прямо называет государственную регистрацию прав на недвижимость имущество в качестве обязательного требования к совершаемым сделкам, тем не менее, порядок такой регистрации не содержит и отсылает к другому нормативному правовому акту — Закону Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 22 декабря 1998 года № 153 (далее по тексту — Закон КР о государственной регистрации) [4].
Обращаясь к вышеуказанному закону на предмет его нахождения в составе гражданского законодательства, обратим внимание на преамбулу, в которой указано, что «настоящий закон устанавливает правовые основы и порядок функционирования единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории Кыргызской Республики. Целью регистрационной системы является признание государством зарегистрированных в соответствии с настоящим законом вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним и имущественных отношений, а также содействие развитию рынка недвижимости. Настоящий закон вводит в действие регистрационную систему, предусмотренную Гражданским кодексом Кыргызской Республики».
Из текста процитированной преамбулы очевидно, что, несмотря на прослеживаемую связь с гражданским законодательством, Закон КР о государственной регистрации, в основном, посвящен именно административно-правовым аспектам организации системы органов государственной власти по осуществлению деятельности, направленной на признание государством зарегистрированных прав.
Не углубляясь в сущность теорий, рассматривающих принципы разграничения права на частное и публичное, отметим, что, на наш взгляд, в качестве основной теории, наилучшим образом объясняющей принципы разграничения права на публичное и частное, выступает теория интереса, которая в основу разделения права закладывает тот интерес, на охрану и защиту которого направлена система правовых норм.
Таким образом, в рамках исследования вопроса об отнесении института государственной регистрации прав на недвижимое имущество к частному или публичному праву возникает основной вопрос, который вытекает из основного критерия разграничения права на публичное и частное, — чьи интересы призван защищать рассматриваемый институт.
Следует отметить, что в качестве специфических признаков, влияющих на отраслевую идентификацию института государственной регистрации прав на недвижимость, можно выделить следующие его характерные черты и свойства:
а) в рамках государственной регистрации прав реализуется не только частный (экономический), но и публично-правовой интерес в надлежащем (стабильном) правопорядке в сфере имущественных отношений, объектом которых выступает недвижимость;
б) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не является частным лицом, а представляет собой уполномоченный орган государственной власти, наделенный соответствующей компетенцией;
в) уполномоченный орган в сфере государственной регистрации прав не обладает специальными властно-распорядительными полномочиями по отношению к заявителям, но, одновременно с этим, особым юрисдикционным образом влияет на возникновение частного права (сделки);
г) регистрационная процедура проводится при обязательном участии уполномоченного государственного органа и через совершение таким органом соответствующего действия;
д) действия уполномоченного государственного органа выражаются в том, что данные о правообладателях и их имуществе заносятся в единый государственный реестр (осуществляется признание права государством) или совершается отказ от внесения соответствующих данных;
е) уполномоченный государственный орган несет ответственность за деятельность, связанную с государственной регистрацией прав на недвижимость [5, 103].
Вышеперечисленные признаки с достаточной убедительностью могут свидетельствовать о наличии в институте государственной регистрации прав на недвижимость элементов публичного права, а также о направленности его на защиту публичных интересов, которые заключаются в обеспечении должного единого порядка фиксации и признания прав на объекты недвижимости, упорядочении оборота объектов недвижимости и минимизации спорных вопросов в части определения правообладателя.
В целом, мы считаем, что высказанные соображения о наличии в правовой природе института государственной регистрации прав на недвижимость публично-правовых элементов являются весьма убедительно и обоснованными.
Несмотря на столь очевидные проявления публично-правовой природы института государственной регистрации прав на недвижимость, в правовой науке высказываются и критические замечания в адрес обоснования наличия элементов публичности в рассматриваемом институте.
Например, настаивая на приоритете частного интереса в непосредственном правоотношении, связанном с регистрацией права, В. А. Белов отмечает: «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет целью вовсе не публичные интересы, как это принято считать, а законные интересы частных лиц -исключить неопределенность в вопросе о принадлежности недвижимого имущества и предотвратить установление на один и тот же объект недвижимости исключающих друг друга вещных прав различных лиц» [6, 439].
Действительно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество имеет значение для частно-правовых отношений, их упорядочения, в которых движущей силой выступает интерес участников, заключающийся в том, чтобы подтвердить либо признать свое право на тот или иной объект недвижимого имущества.
Однако, мы далеки от мысли рассматривать институт государственной регистрации прав на недвижимость только с позиций частного права, либо только с позиций публичного права. В данном вопросе мы считаем уместным придерживаться «золотой середины» и понимать под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество комплексный межотраслевой институт, который выступает ярким примером взаимодействия и взаимопроникновения публичных и частных интересов, их взаимозависимости и взаимообусловленности, а также направленностью на достижение конечного общего блага.
Юридическая природа государственной регистрации прав на недвижимое имущество предопределяет ее нацеленность как на удовлетворение и защиту частных интересов, так и направленность на обеспечение общественного правового порядка в сфере учета единиц недвижимого имущества.
1. Полунеева Е.В. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Гражданско-правовой аспект): дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2004. — С. 7.
2. Воронин И.К. Административно-правовой механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: эффективность функционирования и правового регулирования: дисс. . канд. юрид. наук: 12.00.14. — М., 2011. -С. 8.
3. Гражданский кодекс Кыргызской Республики, часть 1 от 8 мая 1996 года №15, [Электронный ресурс]// Режим доступа: Шр://опНпе.а^8ег.к£/Ооситеп1;/?^с^=30212538. -Загл.с экрана
4. Закон Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 22 декабря 1998 года № 153, [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://grs.gov.kg/kg/articles/laws/10-ZAKON-KYRGYZSKOI-RIeSPUBLIKI-O-ghosudarstviennoi-r/.-Загл.с экрана
5. Белов В.А. Гражданское право: Особенная часть: учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2004. -767 с.