Цессия
Цессия — это уступка одним государством своей территории другому по соглашению между ними. Цессия является одним из правомерных способов приобретения территории (см. также Приобретение территории) и, поскольку она основана на взаимном согласии, в настоящее время имеет наиболее широкое практическое значение.
Поскольку цессия влечет за собой передачу территории, она является случаем правопреемства государств, т. е. смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения затрагиваемой территории в соответствии с Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (далее – Конвенция 1978 г.).
Цессию, подразумевающую присоединение лишь части территории государства, следует отличать от инкорпорации (вхождения), которая означает, что вся территория государства становится частью территории другого государства. Цессию, кроме того, необходимо отличить от ситуации, когда территория отнимается у государства без его согласия, как в случае (частичной) аннексии, а также от адъюдикации – передачи территории по решению международного суда или арбитража.
Примеры цессии в международных отношениях.
Международным отношениям известны немало примеров цессионных соглашений между государствами. Некоторые из них осуществлялись на основе договора купли-продажи, то есть в обмен на денежные выплаты: таким образом США купили Луизиану у Франции в 1803 году, Аляску у России в 1867 году и Датские Виргинские острова у Дании в 1916 г. Передача Великобританией архипелага Гельголанд Германской империи в обмен на султанат Виту в 1890 г. является примером приобретения территории путем обмена.
Многие цессионные соглашения были частью территориальных изменений, включенных в мирные договоры, такие как заключенные после Первой мировой войны Сен-Жерменский мирный договор (1919 г.) и Версальский мирный договор (1919 г.), а также Парижские мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией (1947 г.), заключенные после Второй мировой войны
В настоящее время цессии, как правило, затрагивают незначительные по площади территорий вдоль границ. Таким образом, цессия выступает в качестве юридического механизма ректификации (исправления) границ между сопредельными государствами, например, между СССР и Польшей в 1951 г., СССР и Ираном в 1954 г., Россией и Китаем в 2004 г.
Условия правовой действительности цессии.
Цессия может быть действительна только в том случае, если как государство, которому эта территория принадлежала до настоящего времени, так и государство, которому она должна принадлежать в будущем, заявили о своем согласии, например, путем заключения соответствующего договора. Согласие, полученное путем угрозы силой или ее применения, является недействительным в соответствии со ст. 52 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).
Договор цессии всегда имеет явный характер и, таким образом, отличается от негласного соглашения, когда государство не протестует против захват или использование своей территории другим государством, которое в таком случае получает основание для утверждения своего суверенитета в силу приобретательской давности.
Территориальное море само по себе не может быть объектом цессии; оно может передаваться только совместно с сухопутной территорией, к которой оно примыкает.
Спорным вопросом в правовой доктрине всегда был вопрос о необходимости получения согласия или, по крайней мере, консультации с населением, затронутым передачей территории. И хотя новейшее время дает примеры плебисцитов (к наиболее известным можно отнести, например, те, которые проводились в 1860 г. при уступке Италией Ниццы и Савойи в пользу Франции, в 1863 г. при присоединении Ионических островов к Греции, в 1935 г. при возвращении Саарской области в состав Германии), плебисцит все же не является условием правовой действительности приобретения территории. Такой подход основывается на непреложном принципе, что воля одной части населения не может быть выше государственной воли, воли народа в целом.
Правовые последствия цессии.
Поскольку цессия является добровольной сделкой, она порождает относительно незначительное число правовых вопросов, которые не могут быть разрешены путем соглашения между заинтересованными государствами. Что касается третьих государств и физических лиц, то изменение территории влечет за собой гораздо меньше проблем, чем другие формы правопреемства государств, такие как распад или образование новых государств.
Международно-правовая ответственность за территорию.
Непосредственным результатом цессии является передача международно-правовой ответственности за соответствующую территорию. После передачи права собственности цессионарию все происходящее на данной территории юридически рассматривается как относящиеся к этому государству, причем последнее несет ответственность перед другими государствами за любой ущерб, причиненный в результате деятельности (или бездеятельности) на данной территории. Это включает, например, обязательство по предотвращать загрязнение окружающей среды на территории другого государства.
Правопреемство государства в отношении договоров.
Правопреемство государств в отношении договоров основывается на т. н. принципе «изменчивости территориальных пределов применения договоров». Согласно норме ст. 15 Конвенции 1978 г. договоры государства-предшественника (цедента) утрачивают силу в отношении соответствующей территории с момента передачи, а договоры государства-преемника (цессионария) приобретают силу в отношении данной территории.
Указанная норма не применяется в том случае, когда применение договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяет условия его действия. Одним из примеров являются сохранение сервитутов в пользу третьих государств или всех государств: обязательства, вытекающие из договоров государства-предшественника, вместе с территорией, к которой они относятся, безусловно передаются государству-приемнику (см. ст. 12 Конвенции 1978 г.).
Правопреемство государств в отношении собственности и долгов.
Цессия государственной территории также может повлечь переход государственной собственности и государственных долгов государству-преемнику. В принципе такой переход должен быть урегулирован соглашением между двумя государствами.
При отсутствии подобного соглашения в п. 2 ст. 14 Венской конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов 1983 г. (далее – Конвенция 1983г.) предусматривается, что недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, и движимая государственная собственность, «связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории», переходят к государству-преемнику.
Также к государству-преемнику переходит государственный долг в «справедливой доле» с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят государству-преемнику (ст. 37, п. 2 Конвенции 1983 г.).
Гражданство физических лиц.
Одним из наиболее важных вопросов цессии территории является вопрос о правопреемстве государств в отношении физических лиц. Население уступленной территории в соответствии с международным правом не меняет ipso facto свое гражданство; заинтересованные государства заключают соглашение по данному вопросу и принимают соответствующее национальные законодательно-нормативные акты.
До принятия таких актов Комиссия международного права (КМП) в ст. 5 Проекта статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств 1999 г. (далее – Проект статей КМП) предлагает применять опровержимую презумпцию того, что лица, обычно проживающие на соответствующей территории, приобретают гражданство государства-преемника.
Предполагается, что граждане государства-предшественника, проживающие на соответствующей территории, утрачивают свое прежнее гражданство. Однако в ст. 20 Проекта статей МЛК, отражающих сложившуюся практику государств, предусматривается, что в случае цессии потеря гражданства происходит не ipso facto правопреемства, а только посредством конституционно-правового лишения гражданства государства-предшественника.
Похожие записи
Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного
Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,