Как платить самозанятому. Все способы
Расскажем, как компаниям и ИП оплачивать работу исполнителей и не нарушить закон.
Наличный расчет
Если компания и самозанятый контактируют лично, то оплатить работу исполнителя можно наличными из кассы.
Компании и ИП вправе тратить наличную выручку на оплату работ и услуг ( указание ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У ). При этом организации обязаны оформить при выдаче денег расходный кассовый ордер и зафиксировать операцию в кассовой книге .
ИП вправе отказаться от применения кассовых документов. Если ИП воспользовался этим правом, то на выплату вознаграждения самозанятому никаких кассовых документов оформлять не нужно.
Если работа разовая, то можно не заключать с самозанятым договор в письменной форме. Исполнитель сделает работу, а заказчик сразу ее оплатит. Главное, чтобы самозанятый выдал вам чек .
Например: самозанятый собрал шкаф в офисе заказчика, получил оплату за работу и выдал чек на полученную сумму.
Во всех других ситуациях (например, если работы выполняются поэтапно на протяжении определенного периода) лучше заключить письменный договор и принимать работы по актам приема-передачи.
Хотите получить шаблон договора и акта для безопасной работы с самозанятыми? Перейдите по ссылке или оставьте контакты в форме в конце статьи, и мы вышлем вам документы на электронную почту.
Если договором между самозанятым и заказчиком предусмотрена выплата авансов, то на каждую выплату самозанятый должен выдать чек в момент расчета ( п. 3 ст. 14 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ ).
Важно: если ваш исполнитель не физическое лицо в статусе самозанятого, а ИП, который применяет налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД), вам нужно соблюдать лимит расчетов наличными — не более 100 тысяч рублей по одному договору ( п. 4 Указания ЦБ № 5348-У ).
Расчет с использованием электронного средства платежа
Если ваш исполнитель — ИП, который применяет НПД и имеет POS-терминал (то есть подключил в банке услугу эквайринга), можно рассчитаться с ним корпоративной банковской картой.
Терминал напечатает слип — подтверждение проведения платежа. Однако, в данном случае в силе остается главное условие — ИП обязан выдать вам чек в момент расчета.
Сервис Мои самозанятые — безопасная работа с исполнителями. Подписывайте договоры и акты электронно. Получайте чеки и закрывающие документы сразу после выплаты. Проверим статус самозанятого и лимит доходов.
Безналичный расчет
Компания (ИП) перечисляет деньги следующими способами:
1. На личный банковский счет исполнителя.
Самозанятый указывает в договоре или счете свои платежные реквизиты, а бухгалтерия заказчика производит оплату платежным поручением через свой интернет-банк.
2. С бизнес-карты на карту исполнителя.
Сотрудник — держатель бизнес-карты или сам руководитель (ИП) переводит деньги исполнителю по номеру его банковской карты.
3. Через сервис интернет-эквайринга.
Если у вашего исполнителя есть свой сайт, на котором подключен сервис приема платежей.
Например: самозанятый оказывает консультационные услуги онлайн и принимает безналичную оплату за свои услуги таким способом.
При перечисленных способах расчета самозанятый обязан выдать чек не позднее 9-го числа месяца , следующего за месяцем, в котором была произведена оплата. При этом в чеке должна стоять дата поступления денег, а не дата оформления чека.
О том, как вести бухгалтерский учет при работе с самозанятыми через сервис, мы рассказали здесь .
Расчет через сервис для работы с самозанятыми
Если самозанятых много, то удобнее организовать работу через специальный сервис.
В сервисе Мои самозанятые заказчик может оформлять выплаты вручную или проводить их централизованно — через реестр. Это удобно, если вам приходится часто оплачивать работу десяткам исполнителей сразу. Можно платить на счета и карты любых банков РФ круглосуточно и без выходных.
Сервис сам проконтролирует расчеты и позаботится обо всех закрывающих документах: договорах, актах, чеках. У бухгалтерии будет круглосуточный доступ к нужным документам, и она сможет вовремя заявить расходы.