Акт сверки с налоговой: как разобраться, запросить и заполнить образец
При участии Михаил Пархоменко
Налоговая инспекция ведет учет поступлений по каждому плательщику на специальном лицевом счете — Карточке расчетов с бюджетом. Информация, отраженная в КРСБ, хотя и носит внутренний характер, не является секретной. Каждый налогоплательщик может ознакомиться с данными своей карточки, запросив в ИФНС акт сверки.
Что такое акт сверки
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам — это официальный документ, отражающий состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом. Он составляется по установленной форме (утв. приказом ФНС от 16.12.16 № ММВ-7-17/685@) на основании данных налоговиков и самого налогоплательщика. Акт сверки заверяется подписями этих лиц. При этом возможно подписание акта с разногласиями.
Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно
Зачем проводить сверку с налоговой
Совместная сверка расчетов позволяет уточнить состояние расчетов с бюджетом. Из нее можно узнать о наличии недоимки и (или) переплаты по тому или иному налогу (взносу, пеням или штрафам), а также о периоде и основании их возникновения. Эти сведения нужны для принятия управленческих решений относительно соответствующих сумм: о возврате или зачете выявленной по результатам сверки переплаты. Либо о погашении или оспаривании указанной в акте недоимки.
Также акт сверки можно использовать в качестве доказательства отсутствия налоговой задолженности по состоянию на определенную дату. Это может потребоваться, к примеру, при передаче дел между сотрудниками, либо при слиянии (объединении) бизнеса. Кроме того, такой акт часто необходим при обращении в банк за кредитом, для получения субсидий и в других ситуациях.
Как сделать сверку с ФНС
Запросить сверку можно в любое время. Налоговый кодекс прямо обязывает налоговиков проводить сверку по первому требованию плательщика (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Для начала процедуры следует направить в ИФНС заявление о предоставлении акта сверки расчетов (п. 2 Временного порядка проведения совместной сверки расчетов, прил. к письму ФНС от 09.03.21 № АБ-4-19/2990; см. « ФНС изменила правила сверки расчетов по налогам и взносам »). Рекомендованная форма заявления приведена в письме ФНС от 28.10.20 № АБ-4-19/17644@ (см. « Опубликована форма заявления о предоставлении акта сверки расчетов по налогам и взносам »).
В заявлении указывается желаемый срок сверки. Если этого не сделать, ИФНС выдаст данные за период с 1 января текущего года до даты получения заявления. Максимальная «глубина» сверки — три календарных года, предшествующих году запроса. То есть в 2022 году можно заказать сверку по налогам за 2022, 2021, 2020 и 2019 годы. Если не указать конкретные КБК, сведения выдадут по всем налогам, которые налогоплательщик обязан заплатить в инспекции, куда направлено заявление.
Отправка электронного заявления на сверку
Подготовленное заявление можно направить в ИФНС в электронной форме через интернет. Возможны два способа отправки: по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Заявление на сверку через Госуслуги
В настоящее время подать заявление на сверку расчетов по налогам через Госуслуги нельзя.
Заявление на сверку в бумажном виде
При желании заявление можно составить на бумажном носителе и передать в налоговую инспекцию нарочно (лично или через представителя). Также бумажный документ можно переслать в ИФНС по почте. Физические лица, в том числе ИП, вправе воспользоваться для этой цели услугами МФЦ (п. 1.1 ст. 21 НК РФ).
Особенности электронного обращения
Порядок электронного обращения за актом сверки зависит от выбранного способа передачи заявления. Так, если используются ТКС, то налогоплательщик должен заполнить заявление и подписать файл усиленной квалифицированной электронной подписью. После этого нужно направить документ через оператора ЭДО в налоговую инспекцию по месту учета.
Если же для подачи заявления используется личный кабинет налогоплательщика, то сначала нужно загрузить этот документ в ЛК. А затем подписать при помощи ключа, который был сгенерирован непосредственно в кабинете, и отправить в ИФНС с использованием интерфейса личного кабинета.
Особенности бумажного обращения
Бумажный вариант заявления на сверку следует распечатать и подписать собственноручно. Это может сделать налогоплательщик или его представитель. Если документ подписывает представитель, будет нужна доверенность (ее реквизиты указываются в заявлении). После чего документ можно передать в инспекцию по месту учета лично или через почтовую службу. В последнем случае нужно использовать заказное письмо с описью вложения.
Что делать, если есть разногласия с ФНС
Если сведения в полученном из ИФНС акте сверки не совпадают со данными учета налогоплательщика, то можно заявить соответствующие разногласия. Для этого нужно проставить отметку «с разногласиями» в поле «Согласовано» раздела 1 акта. А в графу 4 раздела 1 внести данные своего учета (в части расхождений). После чего подписать акт (раздел 1) и передать его в ИФНС.
Получив акт с разногласиями, налоговики должны провести дополнительную проверку. По ее результатам они заполнят раздел 2 акта (графу 2 «Данные налогового органа») и вновь отдадут документ налогоплательщику. Если расхождения устранены, то он должен проставить соответствующую отметку в конце этого раздела, подписать акт (раздел 2) и направить его в ИФНС.
Если же расхождения остаются, то налогоплательщик вносит свои данные в графу 3 «Данные заинтересованного лица» раздела 2. Там же он отражает предложения по устранению расхождений. После чего подписывает акт (раздел 2) и направляет документ в инспекцию. К такому акту можно приложить копии подтверждающих документов. Если ИФНС примет предложения налогоплательщика, то будет оформлен новый раздел 1 акта. Его надо будет снова подписать, но уже с отметкой «без разногласий». Если же налоговики не согласятся с предложениями налогоплательщика, то решать разногласия придется уже в вышестоящем налоговом органе или в суде (при необходимости).