Как составить и использовать акт сдачи-приема выполненных работ?
При необходимости проведения каких-либо видов работ предприятие заключает договор с подрядной организацией на предоставление таких услуг. После того, как стороны (заказчик и подрядчик) исполнили свои обязательства по договору подряда, они составляют и подписывают акт приема-передачи исполненных работ или предоставленных услуг.
Зачем подписывать такой акт
В данном документе отражаются все произведенные работы, их полный объем и стоимость, начало и конечная дата. Его можно рассматривать как одну из форм отчета о проделанной работе. Это не отдельный документ, он является приложением к договору подряда, согласно которому произведены работы.
Акт приема-передачи относится к первичной учетной документации (ФЗ № 402). Все условия составления акта, в том числе по налоговой стороне учета, отражены в ст. 752 ГК РФ.
Подписание акта служит доказательством того, что:
- все условия договора соблюдены;
- работы исполнены;
- стороны не имеют претензий друг к другу;
- заказчик удовлетворен полученными услугами и согласен оплатить их.
Факт составления акта не является доказательством того, что работа соответствует условиям договора, данный факт удостоверяется подписью заказчика.
После подписания документ приобретает юридическую силу и используется для учета затрат и работ в бухгалтерской отчетности. Кроме того, он служит гарантией защиты прав и интересов сторон в случае возникновения споров и конфликтов в будущем (ст. 753 ГК РФ).
Кроме двух сторон при составлении акта могут присутствовать инвесторы, субподрядчик и другие заинтересованные лица.
Скачать акт приема выполненных работ физическими лицами можно здесь.
Образец акта приема выполненных работ физическими лицами
Правила составления
Обычно при составлении акта применяются типовые, законодательно установленные, бланки, хотя допускается их написание от руки в свободной форме. Форму возможно изготовить самостоятельно, некоторые предприятия разрабатывают свой фирменный бланк. При необходимости его можно скачать из Интернета.
Существуют следующие виды унифицированных бланков акта приема-передачи:
-
. Содержит сведения о проведении работ. . Отражает финансовую сторону договора.
Обязательные сведения
Независимо от того, как составляется акт, в его тексте должны содержаться следующие сведения:
- номер, согласно нумерации в бухгалтерской документации, и дата его подписания;
- полные наименования и реквизиты сторон договора;
- номер и реквизиты договора, на основе которого сотрудничают стороны и который является основанием для составления акта;
- услуга или работы, предоставленные по договору: название и выражение в денежном (с учетом НДС) и натуральном выражении;
- номер расчетного счета в банке, куда следует перечислить средства за работу;
- лица, несущие ответственность за прием-передачу услуг и работ: их ФИО, должности.
В конце ставятся подписи всех лиц, участвовавших в приемке, и печати сторон договора.
Если предоставлены несколько видов работ или услуг, допускается отразить это в одном акте путем составления таблицы. При желании на каждый вид работы оформляется отдельный акт.
Акт приема-передачи — это обычно двусторонний документ, поэтому необходимо подписать два экземпляра для каждой из сторон. Акт подписывается представителями обеих сторон.
Если обнаруживаются недоделки и недочеты, то это должно быть отражено в акте, где также предписывается необходимость устранить их, сроки переделок и дата составления следующего акта по итогам вновь произведенных работ. Заказчик в этом случае не обязан производить оплату услуг.
Чем отличается акт приема-передачи от акта выполненных работ
Законодательство РФ не дает четкого разграничения этих двух видов документов, они несут примерно одинаковую смысловую нагрузку. В ст. 753 (п.4) ГК РФ прописано: при сдаче результатов работ подрядчиком и при приемке их заказчиком обе стороны оформляют и подписывают акт об этом.
После подписания акта выполненных работ стороны договора приобретают новые обязательства по отношению друг к другу: заказчик принимает обязательство оплатить оставшуюся часть стоимости работ, если не производилось предварительной полной оплаты до начала работ. Подрядчик приобретает гарантийные обязательства (обычно сроком на 2 года согласно ГК).
Акт приема-передачи служит подтверждением того, что услуга предоставлена и ее результаты переданы заказчику, то есть стороны договора, приложением к которому является данный акт, исполнили свои обязательства и гарантирует, что никаких претензий стороны не имеют. Его составление не является обязательным, так как это не отдельный юридический документ, а приложение к договору и отдельно от него силы не имеет.
Если заказчик не подписывает документ
Без акта невозможно получит оплату исполненных работ или услуг, а это приводит к невозможности учесть расходы при исчислении налогов и отразить выручку. Тем более часто срок оплаты зависит от даты подписания акта, например, в тексте акта может быть прописано, что оплата производится не позднее 14 дней со дня подписания акта.
Заказчик может намеренно уклоняться от подписания, чтобы не платить деньги. Тогда исполнителю придется доказывать факт исполнения работ и право на оплату через суд. Отражение выручки и учет расходов также могут зависеть от момента признания работ выполненными.