ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Понятие административного производства и его признаки
В современной юридической литературе точка зрения, что административное производство представляет собой часть административного процесса, поддерживается большинством ученых-админи- стративистов. Административный процесс при этом понимается как совокупность производств, разграниченных целями, задачами и предметом рассматриваемого административного дела. Однако имеются и другие суждения относительно соотношения административного процесса и административного производства.
Профессор Н.Г. Салищева понятие «производство» рассматривает шире, чем процесс. Она различает административное производство как «процесс применения административно-правовых норм, как процесс деятельности исполнительных и распорядительных органов и административный процесс как деятельность по разрешению споров и применению мер принуждения» 1 .
Л.В. Коваль предлагает отождествлять административное производство с производством по делам об административных правонарушениях, выводя его за рамки административного процесса
Салищева Н.Г. Административный процесс. С. 13.
на том основании, что «объект этих деликтов выходит за границы исполнительно-распорядительной деятельности» [1] . В свою очередь, под административным процессом он понимает: «правоустановительную и управленческую деятельность» [2] . Б.Б. Хангельдыев между понятиями «административный процесс» и «административное производство» ставит знак равенства [3] . Аналогичной позиции придерживается А.Б. Агапов [4] .
Представляется, что учитывая нормы процессуального законодательства, правильным будет рассматривать административное производство как составную часть административного процесса.
Административный процесс имеет сложную структуру, которая обусловлена большим объемом этого процесса, охватывающего многочисленные сферы государственного управления и различные категории административных дел.
Как отмечает А.В. Минашкин, «в процессуальных отраслях права, в том числе и в административно-процессуальном праве, процесс складывается из определенной совокупности производств» [5] . Поэтому В.Д. Сорокин обоснованно утверждает, что «процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Производство — часть процесса, процесс есть совокупность производств» [6] .
В юридической теории производство рассматривается как «главный элемент юридического процесса, представляющий собой системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, которые: а) образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и связанностью с соответствующими материальными правоотношениями; б) вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела; в) обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах-документах» [7] .
Следует согласиться с М.Я. Масленниковым, который пишет: «Всякое производство в юридическом процессе, в том числе и в административном, надо рассматривать в двух аспектах — как процессуально-правовой институт и как структурную часть административного процесса, т.е. самой процессуальной деятельности. Как правовой институт производство представляет собой совокупность процессуальных норм, регулирующих правоприменение по делам определенной категории» [8] .
Так же как и административный процесс, понятие административного производства рассматривается по-разному. Ряд ученых-ад- министративистов разграничивает процесс как деятельность и производство как порядок деятельности. Так, профессор Ю.М. Козлов под административным производством предлагает понимать «нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета» [9] . Профессор А.Ю. Якимов понимает под ним «особую разновидность юридической процедуры, требующую высокой степени правовой регламентации» [10] .
Перечислять точки зрения относительно понятия «процессуальное производство» можно продолжать до бесконечности, каждый автор привносит в это понимание собственный смысл и содержание.
Поддерживая точку зрения О.В. Чекалиной, считаем возможным обозначить следующие признаки административного производства:
«1) совокупность процессуальных отношений, обладающих предметной характеристикой и связанностью с соответствующими материальными правоотношениями;
- 2) необходимость установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела;
- 3) необходимость закрепления, официального оформления процессуальных результатов в актах (документах)» [11] .
Под административным производством в литературе понимается «совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп административных дел» 1 .
Общий анализ существующих точек зрения на административное производство и характерные для него признаки позволяет предложить следующее его понимание. Административное производство — регламентированная специфически процессуальная деятельность уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел, объединенных общностью предмета.